Немалую долю в украинском телевизионном эфире занимает российская продукция – как телеканалы, так и передачи и телесериалы, закупаемые украинскими каналами. Издание "Форбс-Украина" выяснило, что сериалы российского производства невыгодны для украинских телеканалов, тем не менее их продолжают показывать украинскому зрителю. Почему украинские телеканалы не могут отказаться от российской продукции, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Несмотря на мировую популярность таких сериалов, как "Правительство" или "Схватка", среднестатистический украинский телезритель лишен возможности увидеть эти сериалы, получившие признание зарубежных телекритиков. Причина кроется в том, что в течение последних 15 лет украинский телепростор буквально заполонили сериалы российского производства.
Впрочем, изменить ситуацию может политический и экономический кризис в Украине на фоне призывов ряда политиков отказаться от российской телепродукции по политическим мотивам. Подобная "смена курса" может обернуться потерей серьезного рынка сбыта для российских продакшн-студий, но пока на подобные призывы публично откликнулась только группа "1+1 медиа", принадлежащая Игорю Коломойскому. Ее представители заявили о снятии с эфира пропагандистских сериалов российского производства. Более того, по мнению руководства группы, присутствие в телеэфире российского контента имеет все признаки государственной измены.
Для украинских телеканалов российские телесериалы не были выгодными.
Взаимоотношения между российскими производителями и представителями украинских телеканалов обострились после падения курса украинской валюты. По словам Ирины Костюк, основавшей компанию МРМ, все расчеты между телеканалами и правообладателями привязаны к курсу доллара. После падения курса гривны практически на 40 процентов, за российскую продукцию приходится платить чуть ли не вполовину дороже в гривневом эквиваленте. В свете падения заполняемости рекламных блоков на 50 процентов и проседания рекламного рынка в целом на 25 процентов, украинским каналам фактически нечем платить.
Директор рекламного агентства Vizeum Константин Стрюков утверждает, что для украинских телеканалов российские телесериалы никогда не были коммерчески выгодными. Обычно телеканалы покупают контент двумя волнами, на полгода вперед – в конце весны и перед началом календарного года. Но с учетом тех трудностей, с которыми пришлось столкнуться руководству украинских телеканалов, уже осенью этого года российские производители могут остаться без сверхприбылей, а украинские каналы – без сериалов.
Стрюков объяснил, что за одну серию российского сериала украинские вещатели платят от 70 до 120 тысяч долларов, в то время как производство сериала обходится российским продакшн-студиям от 50 до 100 тысяч долларов. Продажа прав на показ сериала в Украине является залогом возврата тех средств, которые были затрачены не его производство, а выход сериала в российском телеэфире приносит его создателям уже чистую прибыль. Кроме того, эти же сериалы продают в Казахстан и Беларусь. Но по более низким ценам, чем в Украину. По мнению Стрюкова, вопрос о том, кто же кого кормит, является вполне логичным.
Вернуть средства, затраченные на покупку российских сериалов, для украинских каналов становится все более трудной задачей, зачастую даже нереальной. Как рассказал директор холдинга UMH Digital Дмитрий Лисицкий, доход, получаемый от показа рекламы, не перекрывает и половины затраченных на покупку сериала средств – ведь в докризисные годы ведущие украинские каналы зарабатывали за 12-минутный рекламный блок в прайм-тайм от 30 до 40 тысяч долларов. Окончательная сумма зависит от популярности сериала и скидок, предоставляемых рекламодателям.
Нужна не прибыль, нужен рейтинг.
Константин Стрюков заявляет, что украинские телеканалы сами виноваты в дороговизне российского продукта. Суть кроется в высокой конкуренции на рынке, где шесть ведущих телеканалов ведут между собой жесткую борьбу, имея при этом фактически равные показатели. Именно между этими каналами и ведется борьба за право показывать российский контент, дающий высокий рейтинг. Телевидение – это не приоритетный бизнес владельцев телеканалов. Сопоставив размер рынка телевизионной рекламы, составляющий 450 миллионов долларов, и затраты на закупку контента – 700 миллионов долларов, можно убедиться, что телеканалы являются убыточными для своих владельцев. Но для них прибыль – не главное. Главное – чтобы рейтинг был как можно выше, а с приходом очередной избирательной кампании этот рейтинг можно будет превратить в политическое влияние. Поэтому телеканалы и закупают российские сериалы – из-за их рейтинговости. Представители телеканалов обращаются к продакшн-студиям в надежде заполучить наиболее рейтинговый продукт, и вот здесь и начинается "битва кошельков".
Выходом из сложившейся ситуации может стать собственное производство: вместо того, чтобы отдавать до 120 тысяч долларов российским компаниям, украинские сериалы могли бы вкладывать эти же деньги в собственное производство, но в этом случае на первом месте должна быть Украина, а не рейтинги.