Пока новые руководители МВД и армии переформировывали боеспособные подразделения, инициативу по созданию спецбатальонов взяли на себя политики и бизнесмены. ЛІГА выяснила, сколько будет стоит создать и в дальнейшем содержать свою небольшую армию, у кого больше штыков и что делать с такими вооруженными формированиями в стране после окончания политического кризиса.
Получастные армии.
В апреле В. Немировский, бывший губернатор Одесской области, оценил расходы на современное создание отряда из ста человек в 700 тысяч гривен. Дешевизну объясняет избытком оружия. "Оружия в Украине сейчас более чем достаточно: в Минобороны на складах его хватит на создание еще десятков батальонов", - рассказал руководитель "Информационного сопротивления" Д. Тымчук.
Главная задача спонсора - экипировка подразделения и покрытие разницы в зарплате между нынешней официальной ставкой милиционеров (военных) и рыночными зарплатами. В таких подразделениях солдат получает от 10 до 15 тысяч гривен, офицер - 25-30 тысяч гривен. Учитывая, что в среднем в батальоне около 20 офицеров и 400 солдат, ежемесячные расходы будут составлять минимум 4,5 миллиона гривен.
За эти денежные средства спонсор де-факто получает свой отряд наемников – вполне легальный, который действует под эгидой МВД или Минобороны, и хорошо вооруженный. Чьим приказам подобный отряд будет подчиняться во время конфликта интересов - формальных руководителей силовых ведомств или мецената, - вопрос, на который сегодня никто не берется отвечать.
Кто из украинцев уже инициировал создание таких спецбатальонов.
13 апреля днепропетровский губернатор И. Коломойский рассказал о создании спецбатальона "Днепр-1". Все необходимые правила были соблюдены: данное подразделение формировали органы МВД при содействии ОГА. 11 мая в Минобороны позволили региону создать еще два батальона территориальной обороны.
Кандидат в президенты Д. Ярош 23 апреля объявил о стартовавшем наборе в спецбатальон "Донбасс". Как предполагалось, его главный костяк составят десятки активистов "Правого сектора". При этом Ярош подчеркнул, что "все действия данного батальона согласовываются с СБУ, СНБО и МВД". А вот пресс-секретарь ПС А. Скоропадский уточнил, что подчиняется батальон лишь Ярошу, как отмечает издание "Биржевой лидер".
2 мая владелец одного из украинских агрохолдингов "Нибулон" А. Вадатурский заявил, что готов платить вознаграждение за пойманных на территории Николаевской области сепаратистов и за личные деньги экипировать народных ополченцев Николаева, а к тому же оборудовать на въезде в областной центр стационарные блокпосты. При этом отдельных подразделений он создавать не стал.
Харьковские бизнесмены помогают сформировать спецроту МВД Украины "Харьков-2". "Вместе с единомышленниками сегодня мы обеспечиваем бойцов необходимым обмундированием, топливом, транспортом и другого рода вещами", - отмечает один из главных инициаторов создания такой роты.
11 мая "Метинвест-Холдинг" Р. Ахметова начал осуществлять набор в добровольные народные дружины в городе Мариуполе, а позже двумя днями - в Макеевке, Енакиево, Харцизске и Авдеевке. В пресс-службе холдинга утверждают, что члены ДНД станут действовать лишь вместе с местными милиционерами и исключительно без огнестрельного оружия.
Лидер Радикальной партии Ляшко решил оформить спецбатальон "Украина" в составе органов МВД. На этот момент готовятся все необходимые документы. В пункте вербовки сообщают, что предусмотренный штат батальона "Украина" в составе 500 человек, и что подано примерно 1000 заявок.
Комментарии экспертов.
Глава "Информационного сопротивления" Тымчук считает, что какие-либо вооруженные формирования, которые не предусмотрены законами и Конституцией Украины, собой представляют потенциальную угрозу. Непонятно, например, насколько является продуманным вопрос их разоружения после выполнения раннее поставленных перед ними задач. "Что будет, если те откажутся сдавать свое оружие?" - задается он вопросом.
В то же время украинское государство, как выяснилось, не располагает ресурсами для отражения сепаратистских выступлений и внешней агрессии. Армию страны разваливали более десяти лет, члены высшего командного состава заточены не под боевые действия, а только под разворовывание имеющегося военного имущества. В данной ситуации создание подразделений из многих инициативных граждан согласно территориальному признаку является одним из выходов из положения. Но важен при этом и механизм контроля над ними, как считает Тымчук.
В. Бадрак, глава Центра исследований армии, разоружения и конверсии, считает, что можно лишь поприветствовать действия бизнесменов, которые направлены на поддержку украинской армии. Материальный стимул поможет привлечь в войска более опытных специалистов, хорошо понимающих, что их знания и работа стоят дорого. Также это увеличивает мотивацию бойцов: люди в войска отправляются не за копейки, а за достойные деньги.
Эксперт не считает, что есть какая-либо опасность конфликта интересов: в такие спецбатальоны идут сознательные люди, которые оставляют достойную работу, и понимающие, что они будут рисковать. Вместе с тем все подразделения должны более чем жестко подчиняться военно-политическим руководителям страны и выполнять их приказы.