Аннексия Крыма стала плодотворной темой обсуждения для многих журналистов, в том числе и зарубежных. На сей раз к этой теме обратился Майкл Вейсс, главный редактор интернет-журнала Interpreter. Эксперты раздела «Новости Украины» онлайн-журнала «Биржевой лидер» выяснили во всех подробностях содержание статьи («The Daily Beast») знаменитого журналиста.
Так, Вейсс задается риторическим вопросом, что может быть лучшей наградой для писателя, кроме как его способности предвидеть будущее.
В качестве примера автор статьи приводит Жюля Вернa, предвидевшего во Флориде место старта первого путешествия человека к лунной поверхности (роман «С Земли на Луну»). Таким же «ясновидящим» для Вейсса представляется Василий Аксенов, предвидевший, по мнению автора, события в Крыму. Вейсс заверяет, что Аксенов предсказал все эти события в Украине и, в частности, в связи с этим аншлюс Россией Крымского полуострова. Аксенов, считает автор статьи, описал в своем романе «Остров Крым», написанном еще в 1979 году, события, которые должны иметь место в 2014 году. Причем Вейсс считает, что все повторяется в мельчайших нюансах. Точность описания этих событий достигает по Вейссу сверхъестественного уровня.
Аксенов правильно предугдал: Крым отделен от Европы как географически, так и морально.
Вейсс напоминает содержание фантастического романа, в котором лишь «тонкий перешеек» соединяет полуостров в Черном море с материковой Украиной. Потом выясняется, что и этого тонкого перешейка нет, что значит, что Крым на самом деле – остров, отделенный от тоталитарной Европы как географически, так и морально. Вейсс излагает содержание аксеновского романа, в котором пишется о том, что Крым идет по иному, отличному от СССР, пути. В Крыму, указывается Аксеновым, господствует представительная демократия вместо «демократического централизма». Примечателен тот факт, что, по мнению Аксенова, представительная демократия имела все предпосылки для возникновения в самой России в 1917 году, в случае, если бы большевиками не была захвачена власть. Так, согласно роману Аксенова, на острове Крым процветает рыночная экономика, превращающая вместе с тем Крым в международную кинематографическую мекку и место отдыха для туристов со всех точек мира. В этом плане автор проводит параллели с Гонконгом, идущим, по словам автора, маршрутом генерала Деникина.
Андрей Лучников, являющийся главным персонажем в романе, пропитан Идеями Общей Судьбы и наивно предполагает, что в случае воссоединения «острова» с Россией, СССР станет более либеральным, в котором, в свою очередь, откажутся от идеи уничтожения всего открытого и хорошего в Крыму. Будучи издателем популярной левой газеты «Русский Курьер», Лучников начал пропагандировать эти идеи. В романе крымчане приглашают большевиков на «остров». Далее крымчане на добровольных основаниях голосуют за то, чтобы стать 16-ой республикой СССР.
Проводя аналогии с романом, автор отмечает, что президент Российской Федерации Владимир Путин горит желанием демонстрировать, что жители Крыма в ходе мартовского референдума сделали то же самое, что и герои фантастического романа Аксенова.
По аксеновским мотивам, серия военных учений становится причиной аншлюса, после чего стороны говорят о братстве двух народов, которые отныне обязаны стать одним в процессе собирания русских земель. Журналист задается риторчиским вопросом, полным иронией: «Звучит знакомо?».
Аксенов не обходил стороной и отношения Крыма с Западом: по мнению писателя, североатлантический альянс не отводит серьезное место «острову», тем не менее, считает автор, слова НАТО расходятся с действиями, доказывающими противоположное: ведь Крым – возможный очаг дестабилизации. Аксенов предвидел и референдум, заявив, что в случае проведения такого референдума, не менее 70% крымчан высказалось бы за присоединение к СССР.
Прощальная шутка Аксенова в 20-м веке стала самой настоящей геополитической реальностью.
Аналогии, по мнению журналиста, на каждом шагу. Так, Вейсс проводит аналогии между аксеновской бандой фашиствующих ультрас под названием «Волчьи орды», собирающихся вторгнуться в российскую столицу для восстановления Святой Руси с байкерским клубом «Ночные волки».
Журналист также обращает внимание на финскую баню в романе Аксенова. Так, баня эта, заправляемая «толстозадыми шлюхами», является местом для собрания советского бомонда, предавшегося пьянству и чревоугодию. По мнению Вейсса, эти сцены из романа напоминают путинское настоящее.
Интерес представляет, считает журналист, один из персонажей романа Аксенова Олег Степанов, являющийся агентом КГБ. Степанов, вечный участник этих сатурналий, выдвигает теорию, согласно которой лозунг «православие, самодержавие, народность», знаменитая триада графа Уварова, может с легкостью быть восстановлен. Согласно его теории, однако, самодержавие заменится коммунизмом. Вейсс иронически замечает: «Возможно, он тоже багрит китов или ведет за собой журавлей в свободное время».
Журналист резюмирует свою статью на весьма пессимистической ноте. По словам журналиста, прощальная шутка Аксенова в 20-м веке стала самой настоящей геополитической реальностью и поистине объединяющим лозунгом в Кремле. Это, по мнению журналиста, не что иное, как трагедия 21-го века.