Возбуждение Следственным комитетом РФ уголовного дела против украинских силовиков, принимающих участие в антитеррористической операции, вызвало неоднозначную реакцию у политологов, многие из которых указывают на то, что Москва видит только действия украинских военных, совершенно не замечая при этом вооруженных боевиков. Мнение одного из политологов по поводу возбуждения СК РФ уголовного дела против украинских военных изучали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Обозреватель радио "Свобода" Виталий Портников, комментируя возбуждение Следственным комитетом РФ уголовного дела, в котором российские следователи обвинили украинских военных в запрещенных методах ведения военных действий и запрещенных средств, отмечает, что уголовное дело возбуждено именно против силовиков, а не против захватывающих населенные пункты и осложняющих жизнь мирному населению боевиков. Объектов внимания следователей СК РФ стали бойцы Национальной гвардии, военные и представители "Правого сектора", уже давно ставшие в руках российских средств массовой информации "страшилкой для рядового обывателя.
Портников отмечает, что факт открытия Следственным комитетом уголовного дела против украинских военных является довольно показательным. Москва так и не сумела добиться от международного сообщества осуждения того, что делает новая украинская власть. Более того, если Украина присоединится к международному правосудию, то есть основания предполагать, что бывший президент Янукович, которого приютили в Москве, и его окружение могут предстать перед Гаагским трибуналом. Но этим может и не закончится: вслед за Януковичем и его окружением могут взяться и за донбасских террористов, и за их российских покровителей и спонсоров.
В сложившейся ситуации Москва приняла решение подменить собственным правосудием международное. По словам Портникова, у всех начинающих это "расследование" подобная постановка вопроса сомнений не вызывает. Если в мире нет трибунала, и нет ни одного государства, которые способны осудить действия защитников своей земли – то это может сделать вместо них сам агрессор.
Данную ситуацию Виталий Портников охарактеризовал как "Нюрнбергский процесс наоборот". Иными словами, это примерно то же самое, как если бы Гитлер отдал в 1944 году распоряжение немецком министерству юстиции открыть уголовное дело против стран-участниц антифашисткой коалиции, обвинив их в ведении "несправедливой войны", бомбардировке немецких городов и в попытке защитить себя от сторонников учения, являющегося самым передовым в мире. Вдобавок, если бы гитлеровцы приняли решение осудить всех, уничтожавших коллаборационистов и предателей, перешедших после оккупации своих стран на сторону Германии – "болотовых, губаревых и аксеновых" того страшного времени.
Действия Следственного комитета РФ могли бы вызвать только улыбку, если бы все это не было столь страшно. Во-первых, налицо попытка расширения юрисдикции государства, нарушающего нормы международного права, причем делающего это самоуверенно и нагло, отказываясь при этом от своих обязательств. Во-вторых, Российская Федерация намеренно игнорирует боевиков, называя "мирными жителями" бандитов, разгуливающим по улицам украинских городов с оружием в руках. Москва называет "местным населением" чеченских силовиков, которые приехали помогать российским диверсантам в Украине. Инцидент с захватом представителей наблюдательной миссии ОБСЕ Россия объясняет ошибочными действиями со стороны самих международных наблюдателей. Следственный комитет полностью игнорирует действия Стрелкова, расстреливающего людей без суда и следствия, да еще и объясняющего эти расстрелы законом 1941 года. Не замечают российские следователи и высказывания "казака Бабая", слова которого носят явный ксенофобский и человеконенавистнический характер: он пригрозил расправиться не только с украинцами, но и с евреями. Все это Следственный комитет игнорирует, хотя и Стрелков, и "Бабай" являются гражданами РФ, и подпадают под юрисдикцию этого ведомства. Для Следственного комитета это "ополченцы", а не бандиты, поэтому Стрелков и "Бабай" являются неподсудными. Россия предпочитает судить тех, кто встал на защиту украинских граждан от бандитов.
Вмешательство во внутренние дела Украины – ГПУ.
Представители украинской Генеральной прокуратуры назвали действия Следственного комитета РФ вмешательством во внутренние дела Украины. В ведомстве заявили, что антитеррористическая операция в Украине проводится в полном соответствии с требованиями как украинского законодательства, так и с нормами международного права, поэтому заявления российской стороны о нарушении Женевской конвенции 1949 года являются беспочвенными.
В ГПУ подчеркнули, что сообщение СК РФ не будет иметь правовых последствий для всех, кто принимает участие в проведении антитеррористической операции – ни для украинских военных, ни для правоохранителей, ни для остальных участников АТО, которые действуют в рамках предоставленных им полномочий.
Напомним, что Следственный комитет РФ 30 мая этого года возбудил уголовное дело против украинских силовиков, участвующих в АТО.