Кризис в Украине обнажил много проблем, которые связаны с эффективностью работы разных силовых ведомств и всей вертикали власти во время столкновениия с угрозой потери суверенитета родной страной. Выдержит ли такое испытание белорусская госмашина, столкнись она с подобным? Венгерский специалист по постсоветскому пространству А. Рац дает на это отрицательный ответ. По его мнению, сейчас пророссийских элементов в силовых структурах Беларуси еще больше, чем в Украине.
Не так категоричны белорусские эксперты, но все равно указывают на серьезные пробелы в системе безопасности станы. Это касается чрезмерной идеологической и военно-политической привязки к РФ, а также о неспособности белорусской вертикали власти к автономной деятельности без указаний авторитарного лидера, как пишет БелаПАН.
Фантастикой ли является украинский сценарий для Минска?
В ближайшем времени никакого столкновения по известному украинскому сценарию между РФ и Беларусью не будет. Москву вполне устраивают минские власти, да и сами граждане вполне лояльно относятся к России.
Вопрос заключается в том, что будет при возможном охлаждении отношений или попытке Минска видоизменить внешнеполитический курс. Д. Мельянцов, старший аналитик BISS (Вильнюс), считает, что если власть в Беларуси сменится на проевропейскую, то украинский сценарий возможен. Тогда речь пойдет о более мягких формах внешнего вмешательства. В условиях полного отсутствия госграницы, наличия военных баз РФ, нахождения в едином Евразийском союзе можно найти много методов указать Минску его место.
Система власти завязана на президенте.
Сейчас силовые структуры Украины не могут профессионально и быстро очистить от боевиков города, координация между госструктурами и войсками не налажена, силовики и чиновники на местах саботируют АТО. «В Беларуси есть властная вертикаль, она очень монолитна, — продолжает Мельянцов. — Силовые структуры также действуют слаженно. Но у системы есть одна проблема: если она лишится персонифицированного руководства, то вообще становится недееспособной».
По сути, главным гарантом функционирования нынешней системы выступает ее глава А. Лукашенко. Система не имеет механизмов работы или опыта без данной фигуры. Это в одночасье и сила системы, когда все нормально с лидером и иерархией, и ее слабость, когда все по-другому, в чем убеждены эксперты.
Пророссийская закваска.
Хотя специальных социсследований на эту тему не проводили, но военные Белоруссии, судя по свидетельствам и косвенным признакам тех, кто имел отношение непосредственное к армии, выступают едва ли не самой настоящей пророссийской группой в современном белорусском обществе. «Совместные учения, одни образовательные учреждения, постоянный обмен данными, повышение квалификации и тому подобное», — подчеркивает по этому поводу Д. Мельянцов, как передают специалисты интернет-издания «Биржевой лидер».
На интуитивном уровне А. Лукашенко понимает возможную потенциальную угрозу.
«Восемь последних лет принимаются меры, чтобы обрубить такие связи и сделать их еще меньше зависимыми от Москвы. Это в первую очередь активное содействие в карьерном росте людям, которые не имеют никаких связей с Россией», — отмечает политолог. Кроме этого, неким фактором лояльности больших военных чинов Беларуси выступают их личные коммерческие интересы, как считают эксперты. «Известно, что многие силовые структуры включены в бизнес, и их разные подразделения конкурируют с таким же российским бизнесом. Они никак не заинтересованы в том, чтобы роль Москвы усиливалась», — объясняют они.
Не совсем все в порядке, с точки зрения возможных новых угроз, в идеологическом плане с работой в силовых ведомствах. «20 последних лет доминировал просоветский, пророссийский тренд, который объяснял, что это вечные наши союзники, мы с ними вместе всегда, НАТО — враг, мы должны защищать Россию от Запада», — говорят эксперты.
Чей приказ в критическую минуту будут выполнять служивые люди?
Д. Мельянцов убежден, что силовые структуры Беларуси в первую очередь лояльны к нынешней власти: «Если при действующих властях Россия каким-то образом попытается силовыми методами самостоятельно воздействовать на Минск, то поступит приказ, и этот приказ военными будет непременно выполнен, несмотря на тесные культурные связи».
«Если же будет другая власть, то силовые структуры дезориентируются и будут, вероятнее всего, ожидать консолидации со стороны новых властей. Если придет именно такая власть, которую в Беларуси силовые структуры воспримут непосредственно как нового лидера, то приказ, скорее всего, будет также выполнен», — уверен эксперт. Он добавляет, что эти службы в стране достаточно дисциплинированны и вполне готовы выполнять приказы, даже несмотря на психологический барьер.
Эксперты считают, что госвертикаль и силовые структуры Беларуси сегодня могут являться предохранителем от потери независимости лишь при сильной руке сверху, а не потому, что именно суверенитет - неоспоримая ценность для всех чиновников гражданском и в погонах. А между тем достаточно вероятно, что угроза для белорусской независимости, как это оказалось и в отношении украинской, все же возникнет именно в период слабости центральных властей и нестабильности в стране.