C помощью сотрудничества с Westinghouse Украина планирует стать менее зависимой от поставок российского ядерного топлива, о чем пишет журнал «Корреспондент».
3 июня премьер-министр Украины Арсений Яценюк объявил в парламенте о том, что страна инициировала дополнительные закупки топлива для своих атомных электростанций у компании Westinghouse, США. Яценюк подчеркнул, что контракт с американской компанией, который продлили в апреле, позволит Украине диверсифицировать поставки ядерного топлива и повысить украинскую энергонезависимость.
Данный вопрос поднимала каждая бывшая власть. Но именно сегодня шансы воплотить задуманное очень велики, учитывая политическую конъюнктуру.
В состав украинской атомной отрасли входит государственное предприятие Энергоатом, в управлении которого находится четыре действующие АЭС. В состав данных атомных электростанций входят 15 энергоблоков общей мощностью 13.836 МВт. Проекты абсолютно всех станций разрабатывались в Советском Союзе, и строительство блоков было рассчитано на применение ядерного топлива определенного стандарта. Поставщиком данного топлива на сегодняшний день является компания ТВЭЛ российского Росатома.
В настоящее время украинская атомная отрасль покрывает около половины общего производства электроэнергии.
История взаимоотношений Энергоатома и Westinghouse.
На сегодняшний день сотрудничество Энергоатома и Westinghouse находится в самом расцвете, несмотря на то, что история отношений этих двух компаний началась еще в 2000 году. Эксперты считают, что специфика отрасли затянула процесс подготовки к использованию альтернативного топлива.
Прежде чем начать испытания новых топливных сборок компании Westinghouse, необходимо было провести подготовку. Специалисты из Украины детально изучали все нюансы новых топливных элементов в США. Об этом рассказывает директор по вопросам информации и связям с общественностью ассоциации Украинский ядерный форум Ольга Кошарная. Коммерческие поставки начались только после того, как шесть топливных сборок Westinghousе, которые загрузили в один из реакторов Южно-Украинской АЭС, отработали 4 года и оправдали все ожидания.
Заместитель директора Центра исследований энергетики Вадим Гламаздин считает, что несмотря на то, что в атомной энергетике каждое нововведение требует длительного процесса проверки, еще одной причиной того, что Украина долгое время топталась на одном месте во взаимоотношениях с Westinghouse, являются усилия сторонников российских энергетических компаний. В их числе были отмечены и некоторые украинские политики высшего звена.
Россия против американского топлива.
Россия изначально негативно относилась к стараниям Украины стать менее зависимой от российского ядерного топлива.
Перед предполагаемой датой продления контракта между Westinghouse и Энергоатомом, глава Росатома Сергей Кириенко сообщил, что политические взаимоотношения не должны иметь влияние на данный вопрос. Россия также регулярно вспоминает о происшествиях, которые случились с топливными сборками Westinghouse при использовании их в реакторах проекта СССР.
Президент Российской Федерации В. Путин в декабре 2013 года напомнил, что именно специалисты из России помогли решить проблемы, которые возникли при использовании в 2012 году американского топлива на Южно-Украинской АЭС.
Путин настаивает на том, что именно под российское топливо были спроектированы станции в Украине. И американское топливо для них не подходит.
Оптимальное решение.
Если говорить теоретически, то американское и российское топливо может применяться в равноценных долях в одном реакторе. Тем самым доля топлива Westinghouse может забрать у России 50% поставок ядерного топлива в Украину.
Схему совместного применения топлива двух производителей испытывали несколько лет, и она оказалась успешной, рассказывает представитель американской компании Westinghouse.
«Сейчас рассматривается возможность поставок американского топлива на три украинских блока-тысячника. Westinghouse это полностью устраивает», - отмечает О. Кошарная.
«В нынешних реалиях правильнее всего добиться равных долей двух поставщиков ядерного топлива», - считает Гламаздин. «В идеале отлично было бы самостоятельно производить топливные элементы, но Украина еще далека от этого», - говорит он.
Присутствие реальной конкуренции может заставить ТВЭЛ в корне изменить свою стратегию по отношению к Украине. Так как именно наша страна является для данной компании самым крупным рынком сбыта.
«Россия всегда демпингует там, где есть угроза конкуренции, альтернативный поставщик. Но в ситуации с Украиной, которая очень зависит от одного поставщика, этого не будет происходить», - говорит Ольга Кошарная.
Она также считает, что если бы Украина планировала развитие атомной энергетики с учетом строительства атомных блоков, отличающихся от российских, то это также позволило бы снизить зависимость от Российской Федерации.
Вадим Гламаздин утверждает, что энергетическая отрасль Украины находится в полном балансе. Так как в отличие от стран, в которых выработка атомной электроэнергии иногда превышает 70% от общего производства, в украинской атомной энергетике все не так критично.
Также эксперт напоминает, что атомная энергетика во все времена является самой дешевой энергией. И будет таковой еще долгий период времени. «Но иной вопрос, что объем производства атомной энергии увеличивать не имеет смысла. Хотя сторонники Росатома в Украине очень активно выступают за увеличение доли атомной электроэнергии», - заключил эксперт.