Бывший заместитель секретаря Совета национальной обороны Виктория Сюмар рассказала в интервью "ЛІГАБізнесІнформ", как бороться с российской пропагандой, как поступать с российскими сериалами и зачем Министерству обороны 180 журналистов.
Общественный активист, журналист Виктория Сюмар отработала при новой власти ровно 100 дней. Ее назначил на должность заместителя секретаря СНБО и. о. президента Украины Александр Турчинова сразу после бегства Януковича.
На новой должности Сюмар была ответственна за информационную безопасность. Еще до аннексии Крыма было видно, что украинское информационное пространство очень уязвимо, у страны полностью отсутствовали какие-либо способы борьбы с пропагандой. "У России же как нашего противника вертикаль государственной пропаганды строилась на протяжении последних десяти лет", - говорит Сюмар.
Свою отставку Сюмар объясняет как демонстрацию командной игры. Она хотела на своем примере показать людям, что никто в нынешнее время не держится за должности.
Основной задачей, работая в СНБО, для Сюмар было объединение силовых органов, работа над тем, чтобы данные структуры заговорили на одном языке. Сюмар рассказывает, что для этого был создан оперативный штаб, координировавший всю информации от этих ведомств и предоставлявший ее общественности. Она не скрывает, что не всегда у них все получалось. По ее словам, госмашина не привыкла к отчетности, несмотря на то, что в госструктурах работает огромное количество людей, которые обязаны этим заниматься. Только задуматься, в одном Министерстве обороны в штате числится 180 журналистов. "С таким количеством людей не сложно сделать целый военный канал, а в итоге для нас является проблемой достать фото или видео из зоны АТО", - сетует Сюмар.
Основным противодействием российской пропаганде было развенчать мифы, комментирует бывший замсекретаря СНБО. Она отметила, что эффективной оказалась работа с общественностью. Сайт StopFake, который разоблачает ложь, и Антикизисный медиацентр показали свою продуктивность. А вот государству необходимо было гораздо больше времени для создания подобных проектов.
Нехватка денег еще одна проблема, блокирующая продуктивную работу, говорит В. Сюмар. На сегодняшний день отсутствует бюджет на государственные программы. "Стоимость роликов, которые мы делали в поддержку армии, составляет около 10-15 тысяч долларов, но нам их сделали бесплатно волонтеры. Но так не может продолжаться вечно", - говорит Виктория Сюмар.
Украина – это не Россия, это европейское государство – Сюмар.
Сюмар считает, что в борьбе с российской пропагандой было бы эффективным обеспечивать социальную сферу и вкладывать инвестиции в регионы. Она убеждена, что Восток и Запад необходимо примирить, отвезти людей из восточных регионов на Запад и показать, как там живут. Это будет гораздо эффективнее пустой пропаганды. Журналист настаивает на том, что необходимо доносить до людей идеологию государства. Тем более, что Майдан создал национальную идею: Украина - это не Россия, это европейское государство. Именно поэтому необходимо создать идеологию и распространять ее еще на уровне школ, говорит Сюмар. Людям необходимо объяснять, куда мы стремимся, зачем мы это делаем, и что нам это принесет.
Несмотря на то, что донесение идеологии до общества – это достаточно долгий путь. И он может занять несколько лет, но у нас нет сейчас иного выхода, говорит Виктория Сюмар. "Мгновенные решения для разоблачения мифов Кремля на Донбассе вызовут только негатив и отрицание у местного населения", - считает журналист.
"Переубедить людей можно постепенно, очищая информационное пространство восточных регионов, создавая образовательные и инвестиционные проекты. Этот путь должен дать результат, принести плоды", - уверена Сюмар.
Кремлевские мифы скоро разобьются о реальность, считает она. Ведь Россия на сегодняшний день не может составить конкуренцию современному технологическому миру, она слаба. Украина же не должна идти по пути создания подобных мыльных пузырей. Нам необходимо реально оценить свои возможности.
О российском искусстве, телевидении и Михалкове.
Сюмар выступает за запрет на законодательном уровне российского контента. Так как Россия – это государство-агрессор, подчеркивает она. Речь идет о контенте, который создается при поддержке или по заказу Кремля. И это очень большое количество сериалов, фильмов и программ.
Сюмар добавляет, что не считает правильным запрещать Никиту Михалкова, несмотря на то, что он поддерживает агрессивную политику России против Украины. Но он создает искусство, а это запрещать нельзя. Тем более, если мы стремимся построить европейское общество, говорит журналист. В противном случае мы превратимся в Северную Корею. Не стоит отрицать, что российская культура очень богатая, и запрещать ее неправильно.
К сожалению, СНБО не имеет необходимых полномочий. Все, что мы могли, это разработать соответствующий законопроект. Но найти депутата, который был бы согласен внести его на рассмотрение в Верховную Раду, нам не удалось. Так как подобные запреты недемократичны.
Что касается украинских изданий, которые пропагандируют российскую идеологию, то на государственном уровне сделать практически ничего с ними нельзя, как говорит Сюмар. "У нас свобода слова, и всякая цензура под запретом. Необходимо влияние общественности, осуждение. Либо объявлять военное положение, и тогда уже на законных основаниях вводить цензуру", - резюмирует Виктория Сюмар.