Среди многочисленных проблем, напрямую связанных с кризисом в Украине, не последнее место занимает так называемый "газовый вопрос", точнее возможность поставок российского газа в Европу. Все предыдущие резкие изменения политического курса официального Киева оборачивались "газовыми войнами" с Россией (2006-2009 гг.).
Конечно, текущий год не стал исключением. Кремль, как всегда, кроме прочего, использует в борьбе с Украиной и свое "энергетическое оружие", повышая цены на газ. Киев отвечает "Газпрому" ультиматумами и грозит проблемами с транзитом. Евросоюз и США в данной ситуации поддерживают Украину, причем чрезвычайно активно. Еще две недели назад было не ясно, состоится ли вообще газпромовский проект "Южный поток" (на дипломатическом языке, работу над ним приостановили).
Что ждет Украину после того, как "Южный поток" введут в эксплуатацию, разбирались аналитики разделов "Новости Украины" и "Новости России" журнала "Биржевой лидер".
Как пытались остановить "Южный поток"?
"Южный поток" – глобальный проект российского "Газпрома" по строительству газопровода мощностью 63 млрд. кубических метров через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. Морской участок "Южного потока" изначально планировалось провести по дну Черного моря до побережья Болгарии, а далее сухопутный участок (1 тыс. 455 км.) должен был пролечь через территории Болгарии, Сербии, Словении, Венгрии и Австрии. После "аннексии Крыма" Москва решила одну важнейшую проблему, а именно проведение существенной части трубопровода по суше, что означало бы значительную экономию средств. Однако Крым для России обернулся и целым рядом неожиданных проблем, среди которых введение санкций, вывод инвестиций, сворачивание совместных программ и проектов, запрет на въезд в ЕС многим чиновникам и т. д. Среди прочих неприятных сюрпризов стали манипуляции вокруг "Южного потока".
Уже не первый случай. Когда "Газпром" задумывал свой амбициозный проект, то объяснял это необходимостью диверсификации поставок газа в Европу и снижения зависимости от стран-транзитеров. В данном случае имелась в виду, конечно же, Украина, поскольку именно через ее территорию проходит труба, снабжающая газом вышеперечисленные страны, и с Украиной у "Газпрома" периодически возникают проблемы в вопросах транспортировки энергоресурсов. Однако Евросоюз с самого начала не очень благосклонно отнесся к идее "Южного потока". Еврокомиссией был утвержден так называемый "третий энергопакет" ЕС, согласно которому компания-добытчик газа не может заниматься его транспортировкой и продажей. Совершенно непрозрачный намек на "Газпром" с его Южным и Северным потоками. Помешать строительству трубопроводов мог лишь тот факт, что "третий энергопакет" был принят после согласования строительства "ЮП" и "СП".
Болгария – слабое звено "ЮП". Но нашелся иной путь – действовать не на уровне Евросоюза, а на уровне отдельных правительств, которым теоретически ничего не мешает приостановить строительство "Южного потока" на собственной территории. Следует отдать им должное, страны - участницы "Южного потока", в том числе из числа членов ЕС, долго не шли навстречу Брюсселю, защищая проект и игнорируя требования заморозить строительство. Еще 2 июня Еврокомиссия заявила о своем намерении приостановить реализацию проекта "ЮП" в ряде стран, где могут быть не соблюдены определенные законодательные нормы. Практически сразу же последовало обвинение в адрес властей Болгарии, которые Брюссель обвинил в предоставлении "привилегированных возможностей российским и болгарским компаниям". Софии было также напомнено о санкциях, введенных против некоторых из российских фирм (в частности "Стройтрансгаз"), участвующих в строительстве.
28 мая председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу предупредил премьер-министра Болгарии Пламена Орешарского, что Еврокомиссия отреагирует на нарушения европейских правил при работе газопровода "Южный поток". Также глава болгарского правительства встретился с делегацией американских сенаторов, среди которых был и небезызвестный Джон Маккейн. В результате премьер-министр Орешарски в начале июня распорядился приостановить работы по проекту "Южный поток" для консультаций с Еврокомиссией. Вслед за Болгарией и Сербия (не член ЕС) заявила о готовности приостановить работы на собственном участке "ЮП". Ожидалось, что их примеру последуют Словения, Венгрия и Австрия. Представители российского газового монополиста заговорили об энергетическом шантаже со стороны ЕС, связанном с "украинским кризисом".
"Южный поток" продолжается. "Я не испытываю каких-либо сомнений в том, что приостановка ("Южного потока") – это дело временное. Еще раз подчеркну: "Южный поток" – это единственное системное решение проблем снабжения газом юго-востока Европы", – сказал российский министр иностранных дел Сергей Лавров после встречи со своим сербским коллегой. И действительно, ситуация постепенно начала меняться в лучшую для Москвы и "Газпрома" сторону. 17 июня власти Сербии подтвердили, что намерены участвовать в строительстве газопровода "Южный поток", по которому на Балканы должен прийти российский газ. Словения и Венгрия так и не приостановили работы по созданию "ЮП", а Австрия даже высказалась в его поддержку. "Нам нужно не только больше поставщиков, но и больше маршрутов, по которым газ поставляется в Европу, поэтому "Южный поток" поддерживается Австрией и многими странами Европы", - пояснил премьер-министр Австрии Себастьян Курц, отметив, что в постройке газопровода прямо заинтересованы, как минимум пять стран Европы. Напомним, что на 24 июня запланирован визит президента РФ Владимира Путина в Вену, где он, в том числе, будет обсуждать и вопросы энергетической политики.
Между тем Европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер полностью одобрил приостановку Болгарией работ на ее участке "ЮП". "И я удивился бы, узнав, что где-то его продолжают строить", — сказал Эттингер. Однако его аргументация выглядит совсем не категорично: "Мы ничего не имеем против "Южного потока", для нас приемлемы любые элементы инфраструктуры по поставкам газа в Европу. Это лишь новая структура для существующих газовых потоков. Дополнение, а не новый источник. К его проекту мы относимся объективно и нейтрально. Все решения принимают инвесторы и правительства стран, по которым проляжет труба… Но Еврокомиссия как гарант союзного законодательства должна обеспечить, чтобы проект соответствовал европейским правилам". Между тем министр энергетики страны Драгомир Стойнев в тот же день сообщил, что Болгария не отказывалась от планов по строительству "Южного потока". "Проект "Газпрома" неизбежен", – заявил министр.
"Газпром" переходит в наступление. Буквально в последние дни случилось четыре немаловажных события.
- Во-первых, "Газпром" объявил о временной остановке на техническое обслуживание "Северного потока". А это значит, что многие страны ЕС (прежде всего Германия) просто не успеют закачать в свои хранилища достаточно газа для того, чтобы в дальнейшем вести жесткую линию в отношении Кремля.
- Во-вторых, "Газпром" расторг с "Укртрансгазом" (украинский оператор газотранспортной системы) который предусматривал компенсацию Украиной суточных потреблений газа в Европе. Теперь Киев не может перепродавать российский газ Европе, и сами европейцы теряют еще одну возможность создать резерв, заполнив хранилища.
- В-третьих, "Газпром" больше не даст согласие на хранение собственного газа в подземных хранилищах украинской ГТС. Таким образом, возможности для маневра для Киева и его европейских партнеров стают все более ограниченными.
- В-четвертых, произошел взрыв на украинском участке магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. В результате доверие в безопасность и безальтернативность украинской ГТС в Европе заметно уменьшилось.
Изменение ситуации не замедлило сказаться на риторике Европейского комиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, который совершенно неожиданно заявил буквально следующее: "Российский газ покупает не США, а мы в Евросоюзе. Мы можем советоваться с США, но окончательное решение должны принимать мы". Судя по всему, следует ждать смягчения позиции Брюсселя по "ЮП" и, возможно, существенного изменения точки зрения болгарского правительства.
"В свою очередь, увеличение добычи сланцевого газа в Соединенных Штатах должно исключить опасения по поводу дефицита предложения у участников рынка," - отмечают аналитики брокерской компании FBS.
Ведущие финансовые институты опубликовали на днях прогнозы стоимости природного газа на ближайшие 3-10 лет. Следует заметить, что цена инструмента NG (Natural Gas) указывается на Форекс и фьючерсных графиках не за 1 тыс. кубометров, а за 1 миллион BTU (British thermal unit) – британских термических единиц. BTU определяется, как количество тепла, затрачиваемое для поднятия температуры 1 фунта воды на 1 градус по шкале Фаренгейта. 1 миллион BTU эквивалентен приблизительно 28 м3 газа. В одном кубическом метре природного газа содержится 35800 BTU.
Так, Societe Generale SA ожидает сохранения цен на уровне 5 долларов США до конца 2019 года, Bank of America Corp., прогнозирует стоимость в 2017 году миллиона BTU газа 5,50 долларов США, BlackRock Inc. называет цену в районе 4-5 долларов США в течение следующих 10 лет. Аналитики Goldman Sachs уверены в сохранении цены на уровне 4-5 долларов США на ближайшие 20 лет.
Как известно, столь долгосрочные прогнозы, во-первых, бывают довольно политизированными, а во-вторых, часто (но необязательно) даются по принципу "через 20 лет умрет либо Эмир, либо ишак, либо я". Предлагаю разобраться в ситуации на рынке природного газа при помощи инструментария СРП.
Итак, на недельном графике можно видеть АВС структуру, сформированную вверх от локального минимума, образованного в середине апреля 2012 года, и формирующуюся коррекцию к ней.
Рассматривая коррекцию на дневном графике, можно наблюдать волну А вниз и завершающуюся волну В. При развитии этого варианта, в случае, если В волна не перерастет в сложную коррекцию, первой целью для С волны станет отметка 3.46, которая может быть достигнута к сентябрю-октябрю этого года.
Что ждет Украину в случае запуска "Южного потока"?
Проблемы Европы. Пока что новые "газовые войны" угрожают, в том числе и европейцам, особенно южным. В Болгарии до сих помнят несколько недель холодного января 2009 года, когда страна (на 100% зависимая от поставок российского газа) не получала его из-за российско-украинских противоречий. И чтобы избежать подобных проблем в будущем, правительство социалистов сразу же согласилось на строительство "Южного потока". Потом уже все подзабылось, оппозиция стала говорить о непрозрачности тендеров, а наиболее вероятный премьер в будущем (после выборов) правительстве Бойко Борисов говорит, что в случае своей победы полностью приостановит строительство.
"Конкретные шаги и действия будут зависеть от многих "если"... Если мы выиграем выборы, если сформируем правительство. Но принцип ясен: вместе с Еврокомиссией и при соблюдении правил ЕС будем строить. Если эти правила не соблюдаются, строить не будем", – сказал лидер болгарской оппозиции. Однако проблемы с газопотреблением в случае развития кризиса могут возникнуть не только у Болгарии, но и многих других южноевропейских стран, имеющих и без того проблемную экономику. После срыва переговоров между "Газпромом" и ЕС цена краткосрочных контрактов на мировых площадках подскочила от 6,5 до 10%. Учитывая рост цен на нефть из-за событий в Ираке, перед Европой встают новые риски. Эттингер, насколько это возможно, пытается всех успокоить, говоря, что прошлая зима была теплой и удалось сэкономить. Также он заверяет, что в украинских газохранилищах находится около 20 миллиардов кубометров голубого топлива, что составляет чуть больше половины от количества, необходимого ЕС для отопительного сезона. Однако проблема состоит в том, что мало кто в Европе верят в существование "украинских запасов", а те, кто верит, не думают, что они сохранятся там до зимы.
Проблемы Украины. Если через полтора года все-таки будет запущен "Южный поток", украинская газотранспортная система станет совершенно не нужна Европе. При таких обстоятельствах сегодня довольно тяжело найти инвестора, желающего рискнуть капиталом. А украинская ГТС при этом находится в довольно изношенным состоянии и отчаянно нуждается в реконструкции, конечно же, за счет зарубежных инвестиций. Собственно, в качестве последнего козыря украинское правительство решило прибегнуть к продаже ГТС ( о недопустимости этой крайней мере говорилось в течение всех лет украинской независимости). Данный проект предлагает оставить ГТС и подземные хранилища газа в собственности государства. Однако управлять ГТС будет отдельная компания-оператор, 49% акций которой предлагается передать газотранспортным компаниям стран – членам ЕС. "Это дает нам возможность остановить строительство "Южного потока" и направить все объемы, которые планировались в "Южном потоке", через украинскую ГТС, так как в этом будут в первую очередь заинтересованы страны – члены Европейского союза", – заявил глава кабмина Украины Арсений Яценюк.
Однако в случае дальнейшего разрастания украино-российского кризиса "Газпром" может вообще отказаться от транзита через Украину. Для него возможные убытки при этом составят примерно 15% от ежегодной прибыли, для Европы же удар будет куда более ощутимым. Не говоря уже об Украине, которая отапливает дома за счет собственного газа, но вся промышленность работает на российском. А после потери Крыма и газовых месторождений в акватории Черного моря, возможно, и с собственным газом могут возникнуть проблемы. Россия же может просто увеличить нагрузку на "Северный поток" и газопровод "Ямал-Европа", частично компенсировав потери в Украине. Ну и, конечно, цена на газ для европейцев в таком случае возрастет. Вряд ли в ЕС до такой степени любят Украину, чтобы идти ради нее на такие жертвы. Более того, в Брюсселе прекрасно понимают, что те же США очень заинтересованы в удорожании газа для Европы, что сделало бы европейскую продукцию более дорогой, а следовательно, неконкурентоспособной.