Правительство Таджикистана собирается лишить бизнесмена Украины Дмитрия Фирташа активов в их государстве. Чем может обернуться для республики национализация частной собственности Фирташа, выясняли корреспонденты DW.
В Таджикистане приходит к окончанию "дело Фирташа". Если решение суда Таджикистна о национализации предприятий наберет силы, бизнесмен украинского государства лишится активов в республике. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
12 лет спустя.
Для компании Group of Dmitry Firtash (Group DF) отведено трехнедельный срок, чтобы предоставить обжалование решения экономического суда Хатлонской области, что 23 июня признал незаконным договор об основании совместного предприятия "Таджиказот". Если Group DF не примет к использованию данную возможность, "Таджиказот" полностью перейдет в собственность Таджикистана. До начала действия постановления суда Дмитрий Фирташ является собственником 75 процентов акций данного завода.
СП "Таджиказот" было основано в 2002 году в южной части Таджикистана на базе акционерного общества "Азот", которое производило химические удобрения. После шестилетней работы объект остановился. Причиной, как рассказали представители руководства компании, послужила остановка предоставления газа из соседнего Узбекистана.
Весной текущего года производством предприятия стало интересоваться Агентство по государственному финансовому контролю и проведению борьбы с коррупцией в Таджикистане. Оно стало подозревать олигарха в покупке "Таджиказота" незаконным путем, заодно выдвинув претензии в нецелевом применении к использованию средств и незаконной реализации оборудования. Таджикский суд решил признать эти обвинения обоснованными.
Неоднозначная реакция.
В Таджикистане "дело Фирташа" воспринимают по-разному. Часть экспертов одобряет решение властей национализировать "Таджиказот", заявляя, что у государства появится возможность реанимировать большое предприятие и обеспечить граждан рабочими местами. "Таджиказот" - большое промышленное предприятие. Там имеют возможность работать две-три тысячи человек, доставляя пользу себе и государству", - рассказывает руководитель общественной организации "Центр антикоррупционного просвещения и пропаганды" в Таджикистане Алиакбар Абдуллаев. Он имеет мнение, что правительство, скорее всего, поставит завод на торги и реализует его Китайской Народной Республике, а те проявят попытку перевести производство на альтернативное топливо газу.
Одновременно с этим, заместитель председателя Социал-демократической партии Таджикистана Шокир Хакимов задумался над вопросом, по какой причине правительство отреагировало на приобретение Фирташем "Таджиказота" только через 12 лет: "Присутствуют правовые процедуры, когда соответствующие органы, предоставляя разрешение на ту либо другую экономическую деятельность, осуществляют экспертизу документов и определяют личность потенциального собственника. Почему этим занялись только сегодня?".
Со слов политика, данный случай спровоцировал его к однозначному итогу: при проведении согласования документов государственные чиновники разного уровня проявили некомпетентность, и их мало интересует качество основанных организаций. "Чиновники проявляют интерес в повышении численности хозяйствующих объектов с иностранным капиталом. Как результат - на фоне достижения мгновенных интересов вопросы национальной безопасности и международной репутации владеют второстепенным значением", - рассказывает Хакимов.
Не напугать бы инвесторов.
Дополнительным экзаменом для привлекательности к капиталовложению государства назвал в комментарии DW "дело Фирташа" политолог Равшан Абдуллаев, руководитель представительства исследовательского Фонда "Евразия" в Таджикистане. "Если страна национализирует частную собственность гражданина, который попал в беду, если так можно сказать в текущее время, то это будет сильнейший удар по имиджу республики как государства с рыночной экономикой и оберегающей частную собственность. Имею мнение, это будет значительный промах", - заявил Абдуллаев.
С его слов, в Таджикистане уже не первый год слышны призывы национализировать предприятия, когда-то реализованные в частные руки. "Скорее всего, некоторые организации были куплены какими-то структурами-криминальщиками, но через это прошли все государства бывшего СССР и нигде, за исключением редкости, вопросы собственности не брались на пересмотр. Если Таджикистан продвинется на аналогичный шаг, это будет ошибочное решение", - имеет мнение политолог.
Он подчеркивает, что национализировать частную собственность правительство имеет возможность, но только предложив предпринимателю соответственную стоимость. "Страна выкупает данные активы и по рыночной стоимости. Только так, но никак по-другому", - заключил Абдуллаев.
Наблюдатели в Таджикистане стали обращать внимание на то, что Фирташ принял решение выкупить "Таджиказот", когда пост министра промышленности государства оседал крупный предприниматель Зайд Саидов, сегодня находящийся в опале. В декабре прошедшего года он был признан виновным в экономических и уголовных преступлениях и приговорен к 26 годам тюремного заключения.