В то время пока продолжалось недавнее одностороннее перемирие, когда украинским силовикам можно было применять по отношению к террористам только оборонительные действия, переговоры вызвали резкую критику у сторонников сохранения унитарности украинского государства. Однако уже сегодня, когда активная фаза антитеррористической операции возобновлена, можно говорить о возможном ходе дальнейшего развития событий на Донбассе.
Десятидневное перемирие, как шанс для террористов на добровольную сдачу оружия и возможность покинуть зону проведения операции, свою информативную функцию исполнило. Примечательно то, что на протяжении одностороннего перемирия ни один из боевиков не воспользовался возможностью покинуть регион противостояния или сдать оружие. Теперь с помощью политических усилий и ценой жизней около 30 украинских военных Киеву удалось изменить ситуацию из нестабильности в позитивную для себя сторону.
Если еще недавно через социальные сети лидерами террористических организаций, иначе именуемых самопровозглашенными республиками, распространялись требования к началу переговоров, то сейчас характер сообщений местных жителей очень сильно изменился. В случае эффективного проведения антитеррористической операции возможно продолжение переговорного процесса. Известный киевский политолог Владимир Фесенко утверждает, что возобновления переговоров стоит ожидать на условиях, диктовать которые будет украинское правительство, об этом стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» онлайн-журнала «Биржевой лидер».
Десятидневное перемирие в контексте внешнеполитической деятельности.
Эксперт отмечает, что выполнения военной составляющей условий одностороннего перемирия ожидать было ошибкой, однако и полностью провальной эту инициативу назвать нельзя. По словам политолога, десятидневное перемирие стало своеобразной декларацией мирных намерений со стороны украинской власти перед всем мировым сообществом. Кроме того, было показано, что сторона, переговоров с которой требует Российская Федерация, - террористические организации, не способна ни к проведению переговоров, ни к соблюдению условий перемирия.
Политолог сообщил, что в значительной мере срыву переговоров с боевиками способствовало пренебрежительное отношение к перспективе договоренностей, распространенное среди украинского общества. В частности, причиной для этого стала известность личностей, привлеченных к переговорному процессу, таких, как Виктор Медведчук, Леонид Кучма или Нестор Шуфрич. Через некоторое время, как предполагает Фесенко, переговоры по урегулированию ситуации в конфликтном регионе могут возобновиться, однако ключевую роль в них будет играть именно украинская сторона.
«В то же время, - продолжает эксперт, - отсутствие активных действий со стороны Российской Федерации для деэскалации конфликта во время режима временного перемирия лишь способствовало усилению позиций Украины». Кремль шаг навстречу не сделал, а украинским правительством были приняты все необходимые меры для мирного разрешения конфликтной ситуации.
Для успешной антитеррористической операции вводить военное положение не обязательно.
Объяснил политолог и то, что проведение антитеррористической операции может успешно завершиться и без необходимости введения в регионе противостояния режима военного положения. Все разговоры, которые ведутся на эту тему среди украинских политиков, нацелены только на достижения одной цели – отвлечь внимание главы государства от организации парламентских выборов. Таким хитрым образом, как отмечает Фесенко, политики просто продлевают время своего пребывания в законодательном органе.
Тем не менее анализ решения главы украинского государства показывает, что перспектива проведения внеочередных парламентских выборов уже в этой году, ориентировочно в октябре-ноябре, остается актуальной. Последние события в стране, как можно судить по заявлениям президента, не повлияли на его желание провести «перезагрузку» законодательной власти.
«На самом деле, - убежден эксперт, - эффективность проведения силовой операции зависит не от введения или отсутствия военного положения, а от руководства силовиков, координирующих взаимодействие военных в рамках АТО». Кадровые перестановки, направленные на повышение эффективности, по словам политолога, можно провести в ходе операции без необходимости ее приостановления.
Решение президента политолог называет сочетанием поступка Петра Порошенко как государственного деятеля и ответа на требования, которые выражает общественность. «В ситуации, которая сложилась в конфликтном украинском регионе, - подчеркивает Владимир Фесенко, - согласие главы государства на продление перемирия воспринималось бы как своеобразная капитуляция, потеря позиций, признание слабости». Никаких перспектив перемирие в регионе противостояния не имеет, тем более бессмысленными назвать можно переговорные процессы с боевиками. При этом изменение тактики поведения украинского правительства по отношению к операции силовиков можно назвать оптимальным способом достижения цели – сохранения Донбасса как части территории Украины.