Газета The Guardian решила написать статью под названием: «Донецк превратился в город-призрак, после того как его покинули тысячи мирных жителей, опасаясь боевых действий», в которой речь идет о том, как сейчас выглядит Донецк.
Уже более трех месяцев прошло с того момента, как сепаратисты взяли под свой контроль здание Донецкой областной администрации. Именно с этого начался без сомнения самый серьезный конфликт на почве сепаратизма на территории бывшего СССР после его развала в 1991 году. Согласно данным ООН, которые были обнародованы в июне, не менее 420 человека погибло в ходе данного конфликта, как пишет The Guardian.
Население Донецка, которое раньше составляло около миллиона жителей, прочувствовало на себе как психологические, так и материальные последствия конфликта. Десятки тысяч людей были вынуждены покинуть город, а сотни предприятий закрыться. В центре города можно наблюдать сюрреалистическую картину. Жителей города уже не удивишь возле суши-бара или же за рулем городской скорой помощи. Магазины Донецка закрываются рано, а в банкоматах отсутствуют деньги.
Мэр города Александр Лукьянченко отмечает, что жители Донецка сейчас очень напуганы и их моральное состояние достаточно плохое. По данным мэра, приблизительно 30 тысяч человек выехали из города с момента начала конфликта, многие решили выехать якобы на летний отдых. Более 8 тысяч человек потеряли свои рабочие места, так как около 10% малых и средних предприятий закрылись или же существенно сократили свои рабочие часы. Хотя данные цифры не являются точными, так как сейчас подсчет вести достаточно сложно, не исключено, что реальная цифра может быть гораздо больше, что подчеркнул А. Лукьянченко.
Ситуация непосредственно в мэрии сейчас тоже достаточно шаткая. Мэр со своей командой пока ежедневно ходят на работу. Таким образом, они пытаются сохранить хрупкое равновесие между сепаратистами и украинским правительством, которое продолжает обеспечивать Донецк пенсиями и другими соцвыплатами.
Но по словам мэра, условия работы очень тяжелые. В настоящее время ополченцы покинули здание мэрии, которое находилось под их контролем с апреля, но никому неизвестно, как долго их не будет в мэрии. Учитывая, что сепаратисты из Славянска переехали в Донецк, не исключено, что могут последовать новые захваты зданий. Ситуация в Донецке накаляется с каждым днем все больше и больше и становится действительно опасной, как отмечает А. Лукьянченко.
Как только в Донецке заходит солнце и наступает темнота, город действительно превращается в призрак. В городе действует комендантский час после 22.00. В основном все заведения общественного питания вынуждены закрываться с закатом солнца. Так как в связи с периодическими перестрелками работники пытаются попасть домой как можно раньше на общественном транспорте, который тоже стал ездить гораздо реже. Ночные клубы сейчас также испытывают убытки, хотя раньше всегда были переполнены. Вряд ли Вам удастся найти в Донецке бар, где можно будет посмотреть чемпионат мира по футболу.
Информацию о том, что люди боятся выходить на улицы вечером, подтвердил и местный журналист Виталий, который вошел в число тех, кто потерял работу из-за сложившейся ситуации в городе. Канал, на котором работал Виталий, был вынужден сократить число сотрудников. Так вот, журналист рассказывает, что жители отдаленного Петровского района, где он также живет, действительно практически не выходят из своих домов по вечерам. Так как боятся обстрелов позиций сил АТО, которые располагаются недалеко от них.
Донецк уже превращался в горячую точку, когда столкнулись два противоположных мнения – пророссийские и проукраинские митингующие. В результате этих стычек в марте текущего года погиб один человек. Однако сегодня проукраинские активисты и местные ультрас выехали из Донецка, так как их пребывание в городе было опасным. Так в середине мая во Львов переехал один из представителей донецких футбольных фанатов Дмитрий. Он отметил, что в Донецке люди очень ожесточились и стали злыми. Сейчас в городе даже опасно заговорить на родном украинском языке, как подчеркнул Дмитрий.
Представитель ультрас также добавил, что несколько его товарищей пропали, и никто не знает, где именно они находятся. Найти каждого из нас, из тех, кто поддерживал революцию в стране, достаточно просто.
Также город покидают и иностранные студенты. В основном это представители бедных стран, которые приезжали в Донецк еще со времен СССР.
Тымчук: освобождение Донецка будет очень сложной операцией.
По мнению координатора группы «Информационное сопротивление» Дмитрия Тымчука, нельзя не учитывать моральный и боевой дух ополченцев, а также имеют ли они пути для отступления. Д. Тымчук считает, что процесс освобождения Донецка от террористов будет очень трудной операцией. Ситуацию в Донецке можно сравнить с небольшим Славянском, который несколько месяцев держали в блокаде, пытались взять измором, обстреливали. В результате победа на стороне украинской армии. Но при этом сколько времени на это все было затрачено. Луганск же или Донецк нельзя сравнивать по географии.
Донецк – это не Славянск. Необходимо учитывать несколько факторов. Первое – это боевой дух террористов, которые оккупировались в Славянске, заняли админздания, выгнали милицию и против которых не проводили боевые действия силы АТО. А второе – это их морально-психологическое состояние сейчас, когда им пришлось бежать в Донецк. А теперь неизвестно, ждут ли их в России, могут ли вообще они отступить.