Украинский журналист и публицист Виталий Портников написал статью «Халява или воля», в которой показал разницу между Украиной и Беларусью. Данный материал был опубликован на сайте «Грани.ру».
Борьба Кремля за украинские земли безуспешна.
20 лет назад на первой полосе прохановской газеты «Завтра» были размещены большие портреты Леонида Кучмы и Александра Лукашенко, победителей президентских выборов в Украине и Беларуси. Шовинистический еженедельник был в безумном восторге от такого исхода выборов. К власти пришли те, кто сможет вернуть Украину и Беларусь царю русскому. Украинанаша! Беларусьнаша!
Прошло 20 лет, а Кремль не сдается и продолжает вести безуспешную, но теперь еще и кровавую борьбу за украинскую территорию. Он пытается заставить бывшую «вторую республику» СССР не только отказаться от курса, который позволит вернуться Украине в цивилизованный мир, но и, по сути, отказаться от своей государственности. Ведь с Беларусью практически получилось все. Страна живет почти на полном обеспечении России, а экономика Беларуси практически ничем не отличается от того «народнохозяйственного комплекса», который действующий президент Лукашенко получил в наследство от коммунистического начальства.
Беларусь вошла и в Таможенный союз, и даже в ОДКБ. Российские войска размещены на ее территории, и они всегда готовы по одному указанию Владимира Путина совершить военный переворот в подведомственной стране. Политическая и предпринимательская элита Беларуси деградировала, оппозицию уничтожили, а аппарат правительства, спецслужб и армии перенасыщен агентами из Российской Федерации.
Вопрос в том, почему не получается с Украиной, когда все так хорошо сложилось для Кремля с Беларусью? А ведь официальная Москва в далеком 1994 году демонстрировала активную поддержку Леониду Кучме на президентских выборах, а при этом противилась успеху бессменного уже сейчас лидера Беларуси Александра Лукашенко. Так прилетевший в Минск премьер-министр Виктор Черномырдин накануне второго тура даже отказался общаться с наиболее вероятным победителем президентской гонки, а выражал поддержку исключительно московскому фавориту Вячеславу Кебичу. А единственным политиком Российской Федерации, который поддерживал А. Лукашенко, оказался Владимир Жириновский. В свою очередь Леонид Кучма был не обделен вниманием Москвы. Помогать будущему президенту Украины прилетал Аркадий Вольский, а своих симпатий к кандидатуре Кучмы не скрывали руководители ни России, ни других стран СНГ.
Оказавшись в президентском кресле, можно сказать, что Л. Кучма мгновенно стал большим патриотом, чем Бандера и Шухевич вместе взятые. Но это будет не совсем правда. Второй украинский президент в первые и последние годы своего правления был окружен кремлевскими ставленниками. Первым был Дмитрий Табачник, глава администрации президента, а последний – Виктор Медведчук. Оба испытывали явное презрение ко всему украинскому. Кучма же не был идеологом, он скорее являлся типичным «красным директором», который учился быть президентом уже по ходу дела.
Виктор Янукович – это украинский Лукашенко – Портников.
Новейшая история украинской государственности представляет собой постоянную конкуренцию между курсом на построение собственной страны и желанием быть на побегушках у официальной Москвы. А сторонники независимости образуют достаточно серьезную и уверенную в будущем Украины силу, с которой не может не считаться ни один президент. Хотя один все-таки смог. Им являлся Виктор Янукович. Тот, кто сбежал из своей страны, от своих людей и сейчас превратился в разыскиваемого украинским правосудием пенсионера из Сочи. Именно Виктор Федорович был самым настоящим украинским Лукашенко. Он стал идеальным кандидатом для Москвы. То, что Кремль не смог сделать в 1994 году, сделали попытку провернуть спустя 16 лет. Но опять безуспешно.
В свою очередь президентские выборы в Беларуси представляли собой состязание людей, у которых полностью отсутствовал государственный подход. А. Лукашенко и В. Кебич изначально стремились лишь к жизни на иждивении у Российской Федерации. В гонке участвовало еще два кандидата, которые и в правду болели за Беларусь, лидер Народного фронта Зенон Позняк и «отец» белорусской государственности Станислав Шушкевич, но они не смогли даже приблизиться к рейтингам любителей халявы. Ну а что было после? Да, ничего, никаких больше выборов президента Беларусь не видела. Белорусскому населению пришлось платить страшную цену за свой выбор в далеком 1994 году. И речь идет не только о застывшем «совке», бедности, политических репрессиях, отсутствии каких-либо перспектив для талантливых молодых людей. И даже дело не в том, что в итоге Беларусь отказалась от собственного флага, а также герба-«погони», воспетого великим Богдановичем, при этом их культура в собственной стране находится на правах падчерицы. Страшнее всего это неизвестность, никто сегодня не может сказать, как долго просуществует белорусская государственность, сохранится ли она в обозримом будущем. А вот что касается государственности Украины, то тут, похоже, сомнений уже не осталось ни у кого, как заключил Виталий Портников.