Кампания в восточной части Украины, что началась как антитеррористическая операция, все больше становится похожей на полноценную войну. Для того дабы одержать победу в такой войне, недостаточно иметь только лишь оружие высокого качества и хорошую профподготовку солдат, нужно обладать моральным преимуществом над противником. Любые формы войны в физическом проявлении являются очень затратными. Другое же дело – психологическая война. И эту войну ведут против Украины почти что с самого начала появления независимой страны. Ведут ее на разных уровнях как в качестве внешнего противника в лице соседней страны, так и внутренним противником – различными СМИ, политическими партиями, общественными организациями, церквями.
Наиболее существенный удар по самому фундаменту независимого украинского государства был причинен во время того, как Виктор Янукович стал президентом Украины, а "Партия регионов" – правящей партией. Против Украины как независимого государства уже начал работать не только лишь скрытый внешний противник, но также и внутренний, который последовательно работал над уничтожением культуры, истории, национальной идентичности народа Украины. Значительная часть украинских СМИ, а также и российских, были втянуты в этот разрушительный процесс.
Как итог, к концу прошлого 2013 года список украинских регионов уже перестал себя отождествлять как неотъемлемая часть государства. Маргинальные организации сепаратистского характера начали превращаться в настоящую силу. Майдан оказался только лишь толчком, сигналом о том, что настало время действий. Кроме полуострова Крым и Донбасса, сепаратистские элементы получили серьезную базу в Одесской, Харьковской и Николаевской областях. Именно в этих регионах, разработанные Российской Федерацией методы психологического влияния на людей получили самое эффективное воплощение.
Как писал российский историк Волконогов, психологическая война является ни чем иным, как системой идеологического воздействия, что направлено на сознание людей в большей части посредством общественной (массовой) психологии. Осуществляют такое воздействие при помощи слухов, выдумок, угроз, дезинформации, при помощи показа военной мощи и силы, обмана и беспардонной клеветы. В общем здесь используют все то, что сможет элементами психологического давления сделать слабее материальную или духовную мощь как отдельных людей, так и всех граждан.
К началу нынешнего 2014 года такие механизмы уже на полную мощь работали на территории Украины. План, что разработали во всех деталях, начал воплощаться в реальность изначально на полуострове Крым в феврале, а потом в марте уже и в других регионах Украины. Исключительное внимание противником уделялось Донбассу, где всегда проукраинские элементы ощущали слабость, а элементы гражданского общества развиты не были.
Психологическая война России.
Операцию спецслужб России, что началась в апреле, подготовила мощная пропагандистская кампания, в которой российское телевидение играло "первую скрипку". Гигантский поток дезинформации стал причиной того, что население части страны объективную информацию уже не воспринимало. Оно слепо шло за лидерами сепаратистского движения, которые были заранее подготовлены. В это время контрпропаганды украинского государства не имелось как таковой. Решающим значением для победы в психологической войне была атомизация общества, препятствование упрочению политических групп, организация непрерывного противостояния. Одержав победу в психологической войне, стратеги Кремля на Донбассе решили перейти к фазе прямой военной конфронтации с украинскими властями.
После того как были одержаны первые успехи, на свое удивление, противник понял, что быстрой победы, как это было в Крыму, получить ему не удастся. После получения военного отпора Москвой была сделана ставка на развязывание войны в полном масштабе. Для этого было начато перебрасывание в регион большой партии оружия, снаряжения и военной техники. После первых успехов у Киева появилась перспектива "балканизация" конфликта. Список успешных военных операций, что были проведены силами АТО, решающего перелома не дал. Одного лишь военного инструментария для успеха кампании недостаточно. Для этого нужно одержать победу в психологической войне. Украинская сторона конфликта давно уже должна перейти к наступлению от защиты. Необходимо разработать список кампаний, которые направлены как на жителей Донбасса, так и на членов незаконных вооруженных группировок.
Основной задачей таких кампаний должно быть разрушение стереотипов, что были созданы пропагандой России, а также создание нового отношения, как непосредственно к Украине, так и к ее Вооруженным силам, что проводят антитеррористическую операцию. Нужно выбить из рук у оппонента те пропагандистские козыри, которые до этого времени оказывали влияние на основы мировоззрения народа на Донбассе. При этом очень важным является создание психологического дискомфорта у всех людей, которые взяли в руки оружие и направили его против Украины. В таком плане можно воспользоваться опытом Второй мировой войны, где за счет умело проведенных акций психологического воздействия получалось заставить сложить оружие не только лишь отдельных солдат, но даже и целые армии и страны.