Человек, который возглавлял оборонное ведомство Украины в трех правительствах, с точки зрения руководителя силовой структуры совсем по-другому оценивает ситуацию на Востоке государства, чем любой гражданский человек. И действия украинского правительства, соответственно, оцениваются им с учетом военных аспектов, характеризующих ситуацию в конфликтном регионе.
Политик утверждает, что на данное время в действиях власти можно отметить признаки постепенного нивелирования всех принципов, отстаиваемых украинским народом на Революции достоинства. У экс-министра даже создается устойчивое впечатление, что между нынешней властью и их предшественниками существует негласная договоренность о согласовании действий. Об этом стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» онлайн-журнала для трейдеров «Биржевой лидер».
Решение о возобновлении активной фазы АТО было верным – Гриценко.
Анатолий Степанович утверждает, что решение о непродлении перемирия, которое украинский президент принял 2 недели назад, было правильным, поскольку со стороны противника никто и не старался придерживаться условий объявленного затишья. Во время так называемого перемирия продолжали гибнуть как военные украинской армии, так и гражданские люди, мирные жители городов в зоне конфликта. Кроме того, подчеркивает Гриценко, время перемирия было использовано боевиками для проведения перегруппирования и разработки плана дальнейших действий.
После возобновления активной фазы АТО силовики провели несколько удачных операций, освободили от террористов населенные пункты. Однако, по словам Гриценко, трудно понять, каким образом из Славянска, по официальным данным находящегося в кольце силовиков, прорвалась колонна боевиков. Особенно цинично выглядит то, что около тысячи человек террористов, вместе с боевой техникой вышли из города, фактически провели открытый военный марш на автомагистрали. Потом спокойно остановились в Краматорске на несколько часов, для заправки и перегруппировки. Конечным пунктом назначения колонны стал миллионный город Донецк.
Если бы боевики на своих бронемашинах уехали в чистое поле или вернулись назад в Россию – можно было бы утверждать, что операция прошла успешно. Однако их теперешнее пребывание в Донецке и дестабилизация обстановки в областном центре ставит под сомнение профессиональность руководства силовых структур. В то же время совершенно очевидно, что освободить от боевиков большой город будет намного труднее, чем районный центр типа Славянска. В условиях населенного города, эвакуировать жителей которого власти не смогут, нельзя применять точечные удары авиации, или артиллерию. Единственными оптимальными способами воздействия можно назвать снайперов и штурмовые группы. При этом даже самые продуманные и четкие операции не исключают риска гибели мирных жителей ввиду проживания большого количества дончан в занятом террористами городе.
Политика, дипломатия и другие препятствия.
Анатолий Степанович подчеркивает, что со времени вступления Петра Порошенко на пост главы государства, экс-министр прикладывал максимум усилий для того, чтобы не выражать публично критику решений президента. Однако состав контактной группы, которая на своих заседаниях обсуждает пути разрешения конфликтной ситуации на Донбассе, заставил Гриценко изменить свое отношение к высказываниям своего мнения. Одно только присутствие на переговорах Виктора Медведчука является прямым вызовом существованию украинского государства.
Гриценко отмечает, что Виктор Медведчук и его организация «Украинский выбор» еще с 2004 года открыто выражает свою пророссийскую позицию, выступает против членства Украины в Европейском Союзе, лоббируя вступление государства в Таможенном союзе. И сейчас, когда Российская Федерация, реализуя свою агрессивную политику по отношению к Украине, перешла в разряд угроз государства, более чем странным является присутствия Медведчука за столом переговоров.
Не менее сомнительным является ведение каких-то переговоров с Олегом Царевым, против которого возбуждено уголовное дело. И завершают идиллическую картину главари самопровозглашенных народных республик, официально признанных террористическими организациями. Еще совсем недавно Петр Алексеевич заявлял, что никакие переговоры с террористами вестись не будут, то в этом контексте более чем странно выглядит такой состав переговорщиков, которые к решению, выгодному для Украины, прийти не могут.
Гриценко отмечает, что совершенно очевидной целью дипломатических усилий, которые сейчас можно увидеть со стороны представителей Франции и Германии, является склонение украинского правительства к двусторонним переговорам с Российской Федерацией. При этом, несомненно то, что в таких переговорах Украину ожидает неизбежное поражение. И поражение состоит как раз в том, что для достижения договоренностей Киеву надо будет предать интересы собственного государства, своих граждан. Подтверждением этого является опыт ведения газовых переговоров в 2006 и 2009 годах. И тогда европейские лидеры заявляли о том, что проблемы касаются только Российской Федерации и Украины.
В нынешней ситуации утверждение о двухстороннем характере конфликта является ошибочным, поскольку российская агрессия актуальна и для других европейских стран, так же, как и вопрос энергетической безопасности. А переговоры с Российской Федерацией фактически уже наперед проиграны Украиной даже с учетом того, что в них одна сторона будет неизбежно занимать позицию агрессора и диктовать свои условия, другая же будет исполнять роль жертвы, и должна будет соглашаться даже на неприемлемые для себя условия.