Крым и Донбасс кардинальным образом и надолго изменят сегодняшние украино-российские отношения. И такие перемены, главным образом, коснутся дальнейшей охраны госграницы. Нет совершенно никаких сомнений в том, что после окончательного завершения АТО быстро начнется реальная полномасштабная демаркация и укрепление современных государственных рубежей, сообщает информационное агентство Укринформ.
Еще каких-то полгода назад международная украино-российская госграница существовала согласно принципу объединенной системы таможенного и пограничного контроля, другими словами в условиях заинтересованности обеих сторон. Официально пересечение госграницы (речь идет о необходимой процедуре проверки личных документов, досмотре всевозможных перевозимых вещей, таможенном оформлении, и тому подобное) разрешалось лишь в пунктах пропуска, количество которых значительно ограничено. В действительности же, перейти госграницу можно было и во многих иных местах.
Как результат, в условиях проведения масштабного АТО в восточных областях украинского государства прозрачная госграница дает возможность российской стороне беспрепятственно оказывать значительную помощь террористам техникой и живой силой.
Неоднократно фиксировались случаи по нарушению воздушного пространства Украины вертолетами, самолетами, а также беспилотными летательными аппаратами, обстрелы украинской территории реактивными системами и артиллерией со стороны соседней Российской Федерации.
С каждым новым днем силы АТО оттесняют боевиков к границе. После полного освобождения украинского востока встанет вопрос о настоящем закрытии границы с РФ и возведении прочных современных пограничных сооружений, передают журналисты издания «Биржевой лидер».
Какой должна быть восточная госграница Украины?
Исходя из нынешней военно-политической ситуации, самой приемлемой моделью для пограничной безопасности Украины является современная «Пограничная стена», которой предусматривается полномасштабная защита от вторжений на суверенную территорию организованных групп террористов, а также их боевой техники.
Но само по себе быстрое возведение стены самой проблем никак не решает. Поэтому нужно рассматривать вопрос о более комплексном подходе к обустройству госграницы, во многом усиленной: системами по воздушному наблюдению (беспилотные средства), механизированными погрангруппами для немедленного оперативного реагирования на разные нарушения, группами тактической авиаподдержки, а также маневренными армейскими группами для тотального блокирования прорывов живой силы и техники противника и т.п.
Кроме этого, в связи с возникновением новых угроз, нужно оценивать возможность обновления и морской границы Украины с соседней Россией. Будет ли это значить реформу всей современной Государственной погранслужбы? Безусловно. Усовершенствованная модель госграницы обязательно повлечет за собой другие методы и способы по ее охране.
Будет ли это значить ограничение разных гуманитарных свобод представителей местного населения, у которых работа или родственники находятся по ту сторону границы? Данный вопрос является риторическим. В этом случае подход должен быть поистине индивидуальным, а решать его необходимо через органы местных властей и региональную погранслужбу. А вот гуманитарный вопрос – один из наиболее сложных, и местной власти необходимо быть готовой к его решению.
Особенный момент – обеспечение жителям приграничной полосы по-настоящему легального дохода. Ведь ни для кого не секрет, что многие из людей «кормятся с границы», занимаясь всевозможной контрабандой. Работа с гражданами приграничной полосы, которые должны быть задействованы в охране рубежей – это огромный блок, которые потребует серьезного внимания.
Будет ли это значить, что инженерное возведение усовершенствованной границы снимет террористические и военные угрозы с Востока? Очевидно, что нет. Опыт конфликтов с участием российской стороны показывает, что спецслужбы Кремля лишь усилили свои влияния на те регионы, в которых велись масштабные боевые действия – Приднестровье, Абхазия, а также Нагорный Карабах.
Можно провести промежуточный итог. Во-первых, основной задачей высшего украинского руководства в контексте создания новой погранполитики остается демаркация и делимитация границы с РФ. Во-вторых, выбор наиболее оптимального варианта модели погрансооружений границы с Россией учитывать должен временные, гуманитарные, финансовые и иные факторы фактически поствоенного времени. В-третьих, методы и способы охраны украино-российской границы, вероятнее всего, повлекут за собой реформу Государственной погранслужбы Украины.
И в-четвертых, для решения вопроса по созданию новой погранполитики, демаркации и делимитации современной украино-российской границы, технического оборудования и прочего нужно привлекать ведущих украинских экспертов и специалистов, а также известных политиков и организации многих других стран. Этот процесс важно начинать уже сегодня во избежание навязывания всему украинскому обществу более упрощенного подхода «построим стену – сможем решить все вопросы».