Компартия в Украине за шесть месяцев растеряла все свое влияние. 24 июля в Верховной Раде распустили Компартию Украины, Министерство юстиции подал иск о запрете КПУ. Остальные политики относятся к данной партии не очень дружелюбно.
Согласно проведенным социальным опросам стало ясно, что данная партия не сможет пройти избирательный барьер, если будут проходить досрочные парламентские выборы. Петра Симоненко, лидера КПУ избили прямо на пленарном заседании. Эксперты издания «Биржевой лидер» отметили, что еще полгода назад КПУ была главной составляющей проправительственной коалиции в Верховной Раде.
В августе после раскола КПСС, коммунистические партии возникли только в трех республиках — Молдове, России и Украине. В Средней Азии эти партии были переименованы, а в Казахстане и Таджикистане они не играли в политике значительную роль. В Беларуси и Закавказье у распавшейся КПСС было такое же положение. Изначально в украинском государстве и Российской Федерации обстановка развивалась практически зеркально. Зюгану и Симоненко, которые на тот момент являлись представителями второго ряда партноменклатуры, удалось быстрее бывших лидеров, подавленных неудачей ГКЧП, зарегистрировать свои партии, и уже на протяжении двадцати лет возглавлять их.
В результате обе партии выполняли задачу безопасного аккумулирования протестного потенциала. КПРФ и КПУ являлись частью системы, они знали переделы своих возможностей и всегда соблюдали правила. За такое послушание они всегда проходили в парламент и местные органы власти. Также украинские и российские коммунисты зарабатывали дополнительные средства, продавая места в списках. Ельцина, и Кучму вполне устраивала подобная ситуация.
Лидеры КПРФ и КПУ сделали из своих коммунистических партий в закрытые акционерные общества, у которых был контрольный пакет, гарантирующий им несменяемость руководства. Зюганову удалось отбить попытки рейдерского захвата партии у Геннадия Семигина, который занимался предпринимательством и стремился получить власть над данной партией. Симоненко тоже одержал победу у своего соперника Леонида Грача. В 2000 году статус украинских и российских коммунистов значительно снизился. Когда Владимир Путин стал у власти, КПРФ переместилась в парламенте на второе место. В 2002 году на выборах КПУ заняла в парламенте третье место, таким образом, получила мест в два раза меньше, чем на выборах в 1998 году. В конце 2004 года, когда в украинском государстве произошла «Оранжевая революция» судьбы двух коммунистических партий кардинально разошлись.
По материалам издания «РБК daily» украинские коммунисты столкнулись с проблемой. Ранее они действовали по схеме «договорняков», а теперь проходили идеологически мотивированные выборы. Симоненко все время мотался под ногами у Ющенко и Януковича. В 2006 году на парламентских выборах КПУ еле удалось преодолеть трехпроцентный барьер. Из-за того, что электорат потерял к данным партиям интерес, они начали проигрывать. В Российской Федерации «договорная политика» осталась. Поскольку Зюганов не выступал против Кремля, ему позволяли и дальше занимать второе место на выборах. Когда Янукович стал президентом Украины, у Симоненко появился еще один шанс. В 2012 году им удалось получить тринадцать процентов голосов. КПУ решила вернутся к старому методу договоренностей, подставила плечо правительству Азарова.
Революция на Майдане разрушила все планы Компартии Украины.
Революция Евромайдан окончательно разрушила все планы КПУ. Партия оказалась между двух стульев и снова к ней потеряли интерес. После того как бывший президент спасся бегством, победители нанесли удар по КПУ, а не по Партии регионов. Сожгли дачу Симоненко, офисы коммунистической партии, автомобиль лидера разбили бейсбольными битами, и многократно выталкивали с трибуны парламента. Участие в президентских выборах лидера КПУ обернулось фарсом, а когда он захотел снять свою кандидатуру, то было поздно. Он набрал всего лишь 1,5 процента голосов избирателей. В результате партия КПУ постепенно стала распадаться.
Первыми стали покидать ее бизнесмены-спонсоры. Массовый снос памятников большевистскому вождю также сыграло свою роль в распаде Коммунистической партии Украины. Выходит, что КПУ могут существовать только тогда, когда ключевая их роль сводится к поддержке существующего режима. Зюганов и Симоненко считают политиками по недоразумению.
Стоит отметить, что КПРФ регулярно выступала против любых перемен на постсоветском пространстве, особенно во время революций в украинском государстве в 2004 и 2014 годах. На сегодняшний день нет предпосылок и изменению российского режима, а потому о своем будущем Геннадий Зюганов пока может, не беспокоится. Кремльи дальше будет проявлять интерес к КПРФ, поскольку это полезный инструмент по сохранению пассивности в обществе. В апреле текущего года мэром Новосибирска стал Анатолий Локоть, представитель КПРФ. Единственным случаем, когда на постсоветском пространстве коммунисты вышли за рамки вышеописанных схем, была Молдова. Однако в Молдове с самого начала не было возможностей для построения авторитарного режима. В данном случае коммунистам Владимира Воронина пришлось ориентироваться на реальную борьбу.