Наложенные на Россию санкции лишь поначалу могут показаться не слишком суровыми. На самом деле, затянувшиеся на долгое время санкции однозначно негативно скажутся на всех слоях общества России.
Санкции США никак не затронули крупнейший государственный банк Российской Федерации, да и в санкциях Европейского Союза содержится немалое количество разнообразных условий и лазеек. По причине этого, они могут оказаться не столь эффективными, как ожидалось.
Санкции властей Соединенных Штатов Америки направлены на блокирование доступа российских государственных банков к рынкам капитала. В США считают, что это существенно помешает дестабилизационной деятельности России на украинских территориях.
На сегодняшний день у России совсем немного долгов.
«Наши санкции сделают фондирование госбанков более закрытым, что приведет к тому, что сами банки потеряют возможность выдавать кредиты в прежних объемах», - объясняет американский аналитик.
Крупнейший кредитный банк России - Сбербанк - не подпадает под действие санкции США, однако он присутствует в санкционных списках Европейского Союза. Но и здесь есть оговорки. Во-первых, санкции Евросоюза не затрагивают европейские подразделения государственных финансовых учреждений Российской Федерации, а такие подразделения имеются и у Сбербанка, и у ВТБ. ВТБ, например, имеет подразделения в Австрии и на Кипре. На конец прошлого года суммарные активы ВТБ и Сбербанка России оценивались экспертами в сумму, превышающую двадцать миллиардов евро (более двадцать шесть миллиардов долларов).
Вышеназванные российские банки проводят операции в таких странах, как Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Германия, Франция и Кипр. Несмотря на то что участники Евросоюза заверяют, что данные подразделения получают финансирование по большей части от материнских структур, есть те, кто полагает, что эффективность санкций сильно бы возросла, если бы европейские "дочки" российских банков также подпадали под их влияние. В этом случае госбанкам России было бы значительно сложней покрывать свои финансовые потребности.
Европейские дипломаты в ответ на это поясняют, что для них не стояло цели ударить по самой российской банковской сфере. Санкции направлены исключительно на то, чтобы банковская отрасль страны не имела возможности оказывать поддержку экономике Федерации России. Чиновники ЕС подчеркивают: европейские филиалы по-прежнему смогут переводить денежные средства в материнские структуры, а также смогут выдавать им кредиты, однако они не смогут размещать свои бонды на рынках Европы, с целью перевода заимствованных денежных средств в Россию.
Есть еще один фактор, которые снижает эффективность санкций, - на сегодняшний день у России совсем немного долгов. По информации японской финансовой компании «Nomura», за ближайшие девять месяцев ей надлежит выплатить по долговым обязательствам всего лишь тридцать девять миллиардов долларов.
К тому же, в последние дни июля индексы Московской биржи, вопреки всем ожиданиям, принялись активно расти. Комментируя этот рост, аналитики подавляющего большинства американских финансовых изданий называли причиной именно «мягкость» западных и европейских санкций.
Однако для столь значительного повышения индексов простого "облегчения" не достаточно. Для подобного необходим стабильный экономический фон, а российская экономика, между прочим, в последнее месяцы заметно застопорилась в связи со своей деятельностью в Украине и негативной реакцией на нее международной общественности. Из России ощутимо ускорился отток капиталов.
Таким образом, если попытки объяснить рост индекса Московской биржи «мягкими» санкциями не оправдываются, то также не стоит пытаться по котировкам делать прогнозы их влияния. В данной ситуации целесообразнее прислушиваться к мнениям экспертов.
Аналитики российской Высшей школы экономики (ВШЭ) полагают, что, если из-за санкции Запада и ЕС государственным компаниям будет отказано во внешней финансовой помощи, то российскому правительству придется потратить около девяноста миллиардов долларов только в ближайшие полтора года для выполнения своих долговых обязательств.
"Это окажется действительно серьезной нагрузкой на золотовалютные резервы России, особенно если вспомнить о предварительном решении Гаагского суда по делу ЮКОСа стоимостью пятьдесят миллиардов долларов (сможет ли Российская Федерация оспорить это решение пока не совсем ясно)", - сообщили нам аналитики ВШЭ.
Однако санкции сильно ударят по репутации России и всерьез повлияют на долгосрочное планирование российского бизнеса, так как и американские, и европейские банковские структуры не желают сотрудничать, как с физическими, так и юридическими лицами, попавшими в санкционные списки. К тому же, за выполнением санкционных ограничений будет осуществляться тщательный контроль. Например, некоторое время назад Америка обвинила ряд европейских банков в сотрудничестве с государствами, находящимися в санкционном списке США. Провинившиеся финансовые учреждения были наказаны.
Настоящий эффект от санкций США и ЕС против России будет по настоящему заметен приблизительно через полгода. К тому же, при необходимости, Америка готова ужесточить меры.
Впрочем, даже если отменить ограничительные меры прямо сегодня Россия все равно потратит немало денежных средств на инерции рынка, да и репутацию страны придется восстанавливать.
Сама же Россия заявляет, что готова оказать поддержку госбанкам из санкционных списков. Также есть вероятность того, что в сложившейся ситуации Россия вполне может запретить перевод средств за границу.
На сегодняшний день ничего конкретного о эффективности санкций сказать нельзя, однако первые результаты будут заметны уже через пару месяцев.