Бывший офицер грузинской армии полковник Ираклий Курасбедиани воюет против сепаратистов в составе батальона добровольцев «Донбасс». О войне на Востоке Украины и причине своего участие в ней он рассказал в интервью Радио Свобода.
После избрания нового президента и назначения нового руководства вооруженными силами ситуация на передовой претерпела значительные изменения. Ираклий отмечает, что новый министр обороны и глава Генштаба поставили задачи и определили путь, по которому сейчас ведутся военные действия. Ранее тактика боевых действий, к сожалению, приводила к бессмысленным смертям, но сейчас боевики уже ощутили на себе, что инициатива ими упущена, и атака с их стороны будет для них же губительной. В связи с этим грузинский доброволец предвидит конец войны. Однако приходится признать, что операция несколько затягивается в связи с тем, что террористы используют для прикрытия мирных жителей, ведут огонь из населенных пунктов, а украинские военные стремятся избежать потерь среди населения.
Касательно вооружения, имеющегося у боевиков, можно сказать, что не смотря на наличие у них тяжелого оружия, бронетехники, ракетных установок «Град» и средств ПВО все это относится к наследию советских времен и с технической точки зрения это вооружение не является современным. Поэтому, по мнению Курасбедиани, грузинская армия времен войны с Россией имела более совершенное вооружение с новейшими технологиями в частности GPS, так что ничего сверхъестественного у боевиков нет. К тому же основные средства противника сосредоточены на донецком и луганском направлении.
Среди украинских добровольческих подразделений и частей территориальной обороны есть немало иностранцев, в том же Донбассе достаточно интернациональный состав. Ираклий рассказал, что кроме грузин есть еще белорусы, азербайджанец и еще люди других национальностей, точно сказать тяжело, потому что в одном только «Донбассе» около 400 – 500 человек. Есть среди бойцов и грузин с позывным Доберман, который стал известен после появления в сети видеоролика, где он открыл свое лицо и призвал не бояться тех, кто убивает украинцев. Полковник Курасбедиани отметил, что знает этого человека еще со времен войны в Грузии, где они были вместе в одной группе – «Он хороший грузинский воин». До 2010 г. был долгое время на Родине полицейским.
Трудно сражаться с применением артиллерии - боевики укрепляются в населенных пунктах.
Грузинский доброволец также отметил, что по сравнению с Грузией, воевать в Украине тяжелее, и по нескольким причинам. Много открытых пространств и масштаб территорий охваченных войной гораздо больше. В Грузии воевали в Осетии и Абхазии – там все рядом, на востоке Украины территория конфликта равна возможно всей Грузии. Требуется больше времени для освобождения населенных пунктов. Зачастую сложно рассчитывать на артиллерию, поскольку боевики обустраивают укрепления прямо в населенных пунктах, где живут люди. Такая тактика связана, конечно, и с тем, что в Украине открытая местность, спрятаться негде, поэтому сепаратисты прячутся в населенных пунктах, где ко всему прочему, можно поживиться водой и продуктами, отобрать у жителей машины, не допустить их отъезда, чтобы использовать в качестве живого щита. Военные пытаются сделать для граждан коридоры для выезда, но фактор гражданского населения создает затяжку по времени.
Также полковник Ираклий признал, что у сепаратистов есть определенная поддержка населения, но объясняется она скорее не столько поддержкой их действий, сколько умозрительным заключением что «придет Россия и жизнь станет лучше». Их можно понять, жизнь до этого была тяжела, процветала коррупция, но из-за этого и случился Майдан, после которого последовала реакция из России. Нельзя к тому же не сказать о, казалось бы, «их» городах, сепаратистов, например Лисичанск. Взять этот город было непросто, достаточно сложный рельеф, подойти нелегко, а в городе крупная была группировка. Вот в Лисичанске с сильным влиянием «Партии регионов» и русских, люди выходили домами и улицами и прямо рассказывали «вот эти по вам стреляли», это было удивительно. И сам Ираклий не пряча свое лицо, не ленится объяснять людям кто он и зачем пришел, отношение при этом к нему везде нормальное. Все граждане просто устали и понимают, что их используют в качестве живого прикрытия. Конечно, есть и такие люди, что говорят то, что услышали из Москвы, но и среди них происходят перемены, когда они собственными глазами видят как «Град», установленный в их дворе, производит залпы в сторону армии, а потом разворачивается и ведет огонь в сторону Донецка. Такое, говорит Курасбедиани, не видел даже в Абхазии и Осетии.
Но при всех сложностях полковник Курасбедиани уверен в победе над пророссийским сепаратизмом и видит большой шанс для завершения операции до зимы. Как бывший разведчик из своего опыта он утверждает, что многое зависит от действий противника. Даже в случае агрессии со стороны России по сценарию Крыма, хотя она уже в таком виде не возможна, будет только затяжка конфликта и большое кровопролитие. Однако, как следствие, можно будет поставить точку на некогда сильной державе. «У России нет шанса добиться успеха», - заключил Курасбедиани.