Россия ответила на санкции Запада своими мерами, ограничив ввоз продовольственной продукции и сельскохозяйственного сырья из стран, присоединившихся к санкциям ЕС и США. Запад обещает продолжить «закручивать гайки» до тех пор, пока Россия не прекратит проводить свою агрессивную политику, прежде всего в отношении Украины. Союзники хотят склонить Россию к признанию суверенитета Украины, ее границ и территориальной целостности. Однако Россия пока не демонстрирует готовность идти на компромисс хоть в чем-то.
Внимание известного украинского журналиста и публициста Виталия Портникова привлекла фраза российского президента, высказанная на заседании Совбеза РФ 22 июля. Путин заметил, что «Россия, слава Богу, не входит ни в какие альянсы». Это, по мнению Путина, обеспечивает суверенитет державы, так как любая страна, входящая в какой-либо альянс, должна поступиться частью своего национального интереса, то есть поставить под вопрос собственный суверенитет.
На эти слова президента РФ специалисты могут возразить: а как же создаваемые Россией альянсы? СНГ, союзное государство России и Беларуси, Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество. Из новых образований можно вспомнить Евразийский экономический союз, Организацию договора о коллективной безопасности. Все эти организации, так или иначе, имеют признаки альянсов, у некоторых имеется военная подоплека. Однако прав, очевидно, Путин, а не специалисты. Такой вывод можно сделать из последнего решения президента об отказе от поставок в Россию продовольственной продукции.
Решение о санкциях со стороны западных стран проходило путем консультаций, в некоторых случаях мучительных. Страны ЕС искали компромиссные решения, согласовывали интересы, достигали согласия о необходимости общих усилий. Страны северной Америки – Канада и США - учитывали итоги консультаций в Евросоюзе, хотя сами его членами не являлись, но старались принять решения о санкциях, синхронизируя их с европейскими. И дело здесь не в политической солидарности, а в наличии прагматичного экономического интереса. Внутри ЕС, как известно, нет таможенных барьеров, вследствие этого страны Евросоюза не принимают санкции, которые скажутся на интересах отдельных членов и не затронут других. При выборе секторов экономики России для введения санкций выбирались те, по которым предполагалась общая ответственность, а значит, и общий поиск механизмов компенсации. То есть проходил диалог между союзниками, понимающими важность совместных усилий, но в тоже время не забывающими о взаимных интересах. В этом состоит привлекательность модели Евросоюза для других стран. И в США учитывают функциональные особенности ЕС, с которым у них сложилось важное партнерство.
В случае с Россией эксперты могут лишь гадать, присоединится ли Казахстан и Беларусь к санкциям РФ. Если эти страны не присоединятся к санкциям, то как поступит по отношению к ним Москва в случае поступления на свой рынок «нежелательной» продукции в «белорусской или казахстанской обертках»? Однако вопрос даже не в этом, никто из российских руководителей даже не проконсультировался с партнерами по ЕЭС, а ведь таможни у РФ нет ни с Казахстаном, ни с Беларусью, а значит, производители «запрещенной» к ввозу в РФ продукции могут договориться с соседями России по механизмам поставок своих товаров на российский рынок. Получается, Назарбаева и Лукашенко просто поставили перед фактом, как российских губернаторов: есть решение, обеспечьте его выполнение. Никто не вспомнил о Евразийской экономической комиссии и интеграционных институциях, вероятно, потому, что их не существует.
Соло Путина на боевом барабане.
Военная агрессия против Украины и аннексия части ее территории произошли именно потому, что Майдан продемонстрировал «отказ от вассальных отношений», что автоматически перевело соседнее государство в категорию врагов для России. А с врагом можно говорить только с помощью диверсий и террора. Другие близкие Путину союзники для него вассалы. С Назарбаевым и Лукашенко можно не разговаривать, им главное знать свое место. Ведь, как известно, находить компромисс в переговорах, искать понимание - значит, «отдавать часть своего суверенитета», не по-путински это. Весь мир сейчас стал свидетелем политического эксперимента, сможет ли страна существовать без хороших союзников, при этом она не желает искать компромиссы с теми, кто, по ее мнению, является ей врагом, страной, которая презирает всех тех, кого она вроде бы считает друзьями. Исторический опыт показывает, что даже в те времена, когда российские самодержцы и императоры считали единственными союзниками России собственную армию и флот, имперские дипломаты из Санкт-Петербурга, с ног сбиваясь, искали для державы достойных партнеров. Их не пугала перспектива согласовывать с партнерами свои интересы, не пугала необходимость поиска общего понимания «мирового концерта». В настоящее время концерт для России уже, похоже, окончен. Организованная западными союзниками «блестящая изоляция путинской России» от мирового сообщества оставляет для президента Путина одну лишь возможность – «играть исключительно соло на боевом барабане», как резюмировал Портников.
Автор: Денис Мягкий