Против экс-президента Грузии М. Саакашвили на родине выдвинуто три обвинения по уголовным делам. В связи с этим Главной прокуратурой Грузии Саакашвили объявлен во внутригосударственный розыск, соответствующее распоряжение уже поступило в МВД. Экс-президента обвиняют в растрате 5 млн. долларов государственных средств, разгоне в 2007 г. акций протеста и по причастности к избиению бывшего члена грузинского парламента В. Гелашвили.
Санкция на арест Саакашвили будет исполнена, как только его найдут в Грузии, с учетом того, что он давно находится за границей страны, его задержат в том случае, если он пересечет границу государства. Сам экс-президент считает выдвинутые против него обвинения безосновательными и циничными. Ранее городской суд Тбилиси заочно выносил решение об избрании для Саакашвили меры пресечения в виде предварительного задержания на время проведения следственных действий.
Нынешний президент Грузии прокомментировал уголовное преследование своего предшественника.
Нынешний грузинский президент Г. Маргвелашвили придерживается мнения, что судебные разбирательства против экс-президента Саакашвили не имеют политической мотивации и грузинская власть должна это четко показать.
Недавно президент Грузии, отвечая на вопрос тележурналистов, оценил степень влияния судебного процесса против экс-президента на имидж Грузии в целом. Он отметил, что задача всего грузинского политикума доказать, что страна остается демократическим государством и поработать над тем чтобы имидж Грузии не пострадал. К этому процессу он призвал присоединиться и оппозицию. На судебном процессе по Саакашвили должно быть четко видно, что предъявляемые к нему вопросы, не имеют никакого политического подтекста, только реальные доказательства. Политическая ответственность, по словам Маргвелашвили, наступает не в залах суда, а в тот момент, когда проводятся выборы – это отличительная черта демократических систем. В отношение Саакашвили грузинский народ уже зафиксировал свой вердикт. С другой стороны сам Саакашвили, как человек дважды бывший президентом, и как гражданин Грузии должен нести ответственность не перед политическими игроками, а перед страной, а значит должен уважать следствие. «Тогда все, и я, и гражданское общество и омбудсмен смогут сказать, что в стране состоялась демократия», – сказал Маргвелашвили, и продолжил – в Грузии не преследуют по политическим мотивам, все уважают государство и суд.
Однако в мире настороженно относятся к сообщениям о выдвигаемых против экс-президента обвинениях. Президент Грузии признал, что внимательно наблюдает за комментариями по всему миру, в которых звучит обеспокоенность в связи с уголовным преследованием экс-президента страны. Отвечая на это беспокойство, Маргвелашвили воззвал все грузинское общество дать четкий ответ - в Грузии есть сформированное демократическое общество, которое уважаемо внутри страны и это общество готово взять на себя ответственность за то, что политического преследования не существует, но есть уважение к суду и к государственной системе.
Во время интервью президента 7 августа Саакашвили находился в Варшаве, оттуда он прокомментировал выдвинутые против него на родине обвинения. В частности, он отметил, что они не имеют ничего общего с правом и со справедливостью. В конце прошлого месяца Саакашвили были выдвинуты обвинения в разгоне мирного митинга 7 ноября 2007 г., а также во вторжении в телекомпанию «Имеди» и попытке ее захвата. Уже 2 августа тбилисский городской суд заочно избрал для Саакашвили меру пресечения в виде предварительного заключения. Однако уже 5 августа грузинская прокуратура выдвинула новые обвинения, касательно его причастности к нападению на нардепа В. Гелашвили, находившегося в оппозиционных силах. Произошло оно еще в 2005 г. На эти обвинения экс-президент ответил следующим образом – «сейчас наверное Путин танцует в Кремле», потому что «к годовщине военных событий в Грузии, ему подарили сообщение о возможности моего ареста», - сказал Саакашвили.
Далее бывший президент очертил свои ближайшие планы и заметил, что ему просто некогда участвовать в разбирательствах по обвинениям против него. «Сегодня я в Польше, встречаюсь с лидерами страны, недавно был в Венгрии, далее еду в Украину, там мне предстоят важные дела, очень много выступлений на публике. И у меня нет места в графике для приезда в Грузию и удовлетворения прихотей частного акционера Газпрома, или так захотел Путин?», - задавался вопросом Саакашвили. Также он выразился в том смысле, что не хочет приезжать в Грузию, чтобы своими ногами прийти и сесть в темницу и самостоятельно отказаться от своих планов и устремлений. У него на это просто нет времени, а у грузинских властей нет на то возможностей.
МИД Польши поддержало экс-президента Грузии, выразив сомнение, что в сложившейся за последнее время в Грузии «нездоровой среде сведения политических счетов с оппонентами» возможно провести справедливое разбирательство. Желание отыграться на политических оппонентах влияет на следственные мероприятия, а значит, может иметь место избирательное правосудие. Также в заявлении польского МИД прозвучала надежда, что «грузинская сторона проявит осторожность и не станет нарушать принципы верховенства закона».
Автор: Денис Мягкий