Аховое экономическое состояние Украины на фоне каждодневного предоставления миллионов на военные действия в восточной части, мягко говоря, не повышает оптимизма ни для бизнеса, ни потенциальным капиталовкладчикам, ни простым жителям Украины. Плюс Российская Федерация, входя в раж патриотической самоизоляции, перекрывает рынки для все большей номенклатуры продукции из Украины, которой будет тяжело отыскать за короткие сроки новых покупателей.
Бывший министр экономики Владимир Лановой в разговоре с корреспондентами издания «Главком» рассуждает, каким образом санкции Российской Федерации смогут нанести удар против нее самой, по какой причине правительству Украины выгодна девальвация гривны, и полагает, что через несколько лет Украине представится возможность вылезти из пропасти. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
C первого месяца текущего года количество наличных в Украине поднялось на 21 процент, практически эти финансовые средства были напечатаны. Вы полагаете, что в сегодняшних условиях не оставалось другого выбора?
Начальные всплески курса американского доллара зимой и в марте текущего года имели связь с размещением дополнительных эмиссионных финансовых средств – в первую очередь через режим рефинансирования банков. Количество напечатанных финансовых средств за первый квартал насчитывало сто миллиардов гривен. Хотя, принимая к расчету, что экономическое состояние приходит к обвалу, финансовая масса по меньшей мере не обязана повышаться. Премьер-министр рассказал, что у нас значительная численность невыполнения прибыльной доли казны, источников пополнения не отмечается. Хотя у нас присутствуют источники займа, власти сегодня недостаточно активно к ним прибегают, возможно, по той причине, что ставки процентов очень существенны либо условия для размещения довольно короткие. По этой причине, скорее всего, Национальный банк пополняет казну через коммерческие банковские учреждения, которые предоставляют кредит либо приобретают ценные бумаги властей.
Государственный резерв.
Помимо этого, Национальный банк заявил, что принял решение сдерживать резервы, но не полностью понятно, как в кризисных условиях и условиях снижения это производить. Для какой цели же тогда эти резервы имеются?
Они проводили разговор об удержании резервов в контексте невмешательства в девальвацию национальной украинской валюты.
Они имели в виду, что количество резервов не обязано приходить к понижению. Так израсходуйте сегодня доллары США, ведь в последних числах августа вы сможете получить полтора миллиарда американских долларов от Международного валютного фонда и опять пополните резервы. А поднявшийся спрос на американский доллар способен иметь большое количество причин: или повышение финансовой массы, или сезонные волнения, или панические настроения, или вывод банками Российской Федерации валюты из государства.
Но какую оценку вы предоставите действиям Национального банка в обстановке с курсом? Большинство его критикуют, приводя утверждения, что своими выходами на рынок он только поощряет спекулянтов и подстегивает повышение курса.
Сегодня я бы не оценивал эту деятельность положительно. Поступают заявления, что у нас множество банковских учреждений – банкроты, и с такими требуется что-то делать, а в самой действительности как раз снижение курса национальной валюты приводит к негативу кредитоспособности подобных учреждений. И будет все большая численность банков, которым должники не способны вернуть валюту, так как она стала довольно дорогостоящей. Соответственно, банковские учреждения не способны поддерживать собственные резервы и обязательства. В настоящее время со стороны Национального банка большое количество сумбура и громких заявлений, а успехов не демонстрируется. Правда, можно сделать скидку на военную обстановку, о чем рассказывала председатель Национального банка Украины, – действительно, имеется такой момент, что в условиях боевых действий не до жиру. Но я бы больше направил взгляд на государства Запада и пошел на специальные заимствования.
Специальные заимствования.
А внутри страны еще есть потенциал для таких заимствований?
Население забирает финансовые средства из банковских учреждений, и с марта с таким процессом не могут справиться. А требовалось бы задать национальной валюте долговременный устойчивый тренд – и сразу бы финансовые средства начали возвращаться в банки.
И как этот тренд задать в таких условиях?
Правительство не дает его ни психологически, ни морально, ни материально. Заявления поступают самые разные, но только не о стабильности национальной валюты. Стоило руководителю Национального банка Украины заявить, что мы начнем сохранять резервы, а на рынке будь как будет – и все, у граждан появляются панические настроения. Так не работают. Требуется продемонстрировать, что курс имеет стабильность, колеблется поблизости 11 гривен за 1 американский доллар – и это будет считаться сигналом, что требуется производить расчеты, отталкиваясь от долговременности данного значения. А если никто не предоставляет обещания никакого значения, то никто и не способен поверить в устойчивый тренд.
Когда Кубив был руководителем Национального банка, гривна также прыгала большими шагами, но после этого все-таки скатилась немного назад. В настоящее время мы замечаем, что придя явно на спекулятивных ожиданиях до 13,5, национальная валюта вновь стала укрепляться.