С осени прошлого года и по сей день все события, которые происходят на территории Украины, являются главными темами российских масс-медиа, а также политики. Вначале – выбор украинцев между Европейским Союзом и Таможенным. Потом – противостояние Майдана и Януковича. Затем – Крымский полуостров, а также сепаратистские выступления в южных и восточных областях. И теперь, в последние месяцы, главной темой стала проводимая на Донбассе антитеррористическая операция.
На сегодняшний день большая часть всех этих сюжетов уже в прошлом. Сейчас уже попросту невозможно представить Украину членом ТС, а Янукович уже немало времени живет в Российской Федерации на положении то ли заложника, то ли беженца. При этом в Харькове, Запорожье, Днепропетровске, Николаеве и Херсоне, а также остальных русскоязычных регионах теперь никаким сепаратизмом и не пахнет, а людей, которые осмеливаются появиться в этих городах с георгиевской ленточкой или же российской символикой, зачастую местные жители сами сдают правоохранительным органам.
В это же время, Крым на сегодняшний день почти полностью отрезан от материковой Украины как транспортно, так и ментально. Не исключено, что в будущем вопросы о его статусе будут еще неоднократно подниматься, но пока что это не самая горячая новостная тема. И напоследок, территория, находящаяся под контролем Луганской и Донецкой «народных республик», с каждым днем становится все меньше и меньше, поэтому если РФ не введет войска, то этим так называемым республикам осталось жить буквально от нескольких недель до нескольких месяцев, что отмечает издание Slon.
Сейчас самое время приступить к рассмотрению всех результатов антиукраинской госкампании, длившейся на протяжении девяти месяцев, которая с легкой руки Егора Холмогорова, радикального националистического публициста, получила название «русская весна».
Провальными оказались все направления.
Начать следует именно с заявленных целей. На протяжении различных периодов «русской весны» как российский политический истеблишмент, так и обслуживающие его масс-медиа постоянно оправдывали активность Российской Федерации в Украине, используя такие три типа аргументации:
1. Такой себе «ностальгический», который связан с яростным желанием восстановить союз хотя бы какой-то определенной части республик, которые когда-то составляли основу Российской империи и Советского Союза. При этом обязательными частями такого союза должны быть Украина, Беларусь, Казахстан и, собственно, Российская Федерация. По этой причине намерение официального Киева заключить Ассоциацию с ЕС было воспринято как серьезная угроза такому объединительному процессу на постсоветском пространстве и некий «антироссийский шаг»;
2. Далее «геополитический», который гласит, что весь мир является полем битвы нескольких центров силы. Именно эти центры силы постоянно занимаются переделом сфер влияния. В этом случае главным противником РФ выступают Соединенные Штаты (ну или же в целом «западная цивилизация»). Если следовать такой логике, то главным мотивом российского вмешательства в события, происходящие на Востоке Украины, является недопущение появления баз НАТО около российских границ, а также сохранение Украины в зоне интересов России и так далее;
3. И последний – «националистический». Так, Россия поставила себе цель – защитить русскоязычное население Украины, которое (якобы) подвергается откровенной дискриминации в сравнении с украиноязычным. Кроме того, российская сторона запланировала укрепление «русского мира», объединение «разделенного русского народа» и остального «русского рисорджименто».
Стоит сказать, что вся эта система аргументации, начиная с марта, была безусловным мейнстримом. Уже к началу августа текущего года даже самые верные поклонники так называемой «русской весны» должны признать, что ни одна из всех вышеперечисленных целей не только не была достигнута, а и наоборот, по всем направлениям удалось добиться только противоположных результатов. Так, теперь никто в трезвой памяти и здравом уме попросту не сможет представить Украину членом какого-либо объединения, инициированного российской стороной. При этом проблема далеко не в одной Украине, так как вследствие «русской весны» к любым интеграционным проектам на постсоветском пространстве охладели и Казахстан с Беларусью.
Самой печальной является ситуация с «защитой русскоязычного населения». С обеих сторон тысячи трупов, при этом при жизни почти все они были теми самыми русскоязычными. Те люди, которые лишились своих домов, а также вынужденные беженцы – тоже. Все адепты «русской весны» сколько угодно могут утверждать, что если бы не их вмешательство, то судьба всех этих людей была бы значительно плачевнее. Но все, кто знаком с реальным положением дел, а не лишь с мифологией, льющейся с телеэкранов, знают и понимают, что до того, как на территории Украины появились вооруженные сепаратисты, все «притеснения» русскоязычных сводились только лишь к необходимости использовать украинский язык для государственного делопроизводства, а также учить историю Украины в учебных заведениях. На этом все, больше ничего. При этом все теперешние смерти, боль, кровь, слезы, а также разрушения являются следствием «защиты русского мира».
Какими же еще могут оказаться последствия «русской весны» непосредственно для Российской Федерации? Некоторые утверждают, что она способна привести к отстранению Путина, а также всей его команды от управления страной. Примечательно, что такого рода разговоры участились после крушения малайзийского Боинга. Однако когда это случится – судить не берется никто.