Как уже сообщал ранее «Биржевой лидер», сегодня, 26 августа 2014 года, в столице Беларуси – Минске, состоится встреча на высоком уровне в формате «Украина – Европейский Союз – Таможенный союз СНГ», в рамках которой, среди прочего, намечена встреча украинского и российского президентов – Петра и Порошенко и Владимира Путина.
Формально вопрос деэскалации ситуации на востоке Украины является одним из целого ряда планируемых к обсуждению, вместе с тем, очевидно, что именно этой теме будет посвящена встреча глав Украины и России, которая может пройти в формате «тет-а-тет».
В Киеве предполагают, что предстоит «дипломатический бой».
Разговор, который предстоит в Минске Петру Порошенко, является настоящей дипломатической битвой, к которой руководство Украины готово. Такое мнение накануне переговоров в Минске высказал руководитель Министерства иностранных дел Украины Павел Климкин. Об этом он написал на своей странице в социальной сети «Твиттер», подчеркнув, что Порошенко настроен на разговор решительно. «Минск будет сложным, и мы готовы к дипломатическому бою. Президент настроен решительно», - написал глава украинского внешнеполитического ведомства Павел Климкин.
Большинство политических экспертов подчеркивают, что и у Порошенко, и у Путина имеются веские аргументы для отстаивания собственных позиций, посему, разговор и в самом деле будет очень серьезный. В частности, как отметил украинский политолог Михаил Погребинский, и у Порошенко, и у Путина накопились усталость и раздражение от того, что нет прогресса в войне. Об этом он заявил в интервью порталу «Главком».
«У Порошенко заканчиваются ресурсы для поддержки активной кампании, кроме этого, на носу уже зима, и без каких-либо договоренностей с Россией Украину ждет катастрофическое положение. В этом интерес Порошенко. Относительно Путина, то со своей стороны он заинтересован в сохранении лица и в том, чтобы свести к нулю проблемы с Европой, которые ложатся тяжелым бременем на экономику Российской Федерации. Если будет согласие на прекращение военных действий, я думаю, что можно рассчитывать на то, что будет остановлен переход в Украину через границу наемников, оружия и прочего», - отмечает Погребинский.
По мнению бывшего посла Украины в США Юрия Щербака, Порошенко согласился на минскую встречу потому, что «у него нет никакого другого выхода». «Доктрина Порошенко, озвученная Чалым (замглавы Администрации Президента Украины – Ред.), заключается в том, что военной победы Украина над Россией не добьется. Я полностью разделяю это мнение, потому что это правда, мы можем получить частичные победы, мы можем остановить каким-то образом эту агрессию, но если будет полномасштабная война, конечно, мы не победим», утверждает бывший дипломат. «Относительно уступок... сейчас идут тайные переговоры. Честно говоря, я не могу себе представить сборище, которое соберется без каких-то конкретных позиций. Каждая из сторон во время переговоров будет определять, где есть та красная линия, за которую нельзя переходить, а где есть зона для договоренностей. Абсолютно понятно, что без каких-либо уступок дело не обойдется, все дело лишь в роде этих уступок. Очень сложно сказать, на какие уступки готов будет пойти Порошенко. Возможно, будут рассматривать формат сохранения связей с Таможенным союзом... В принципе, сохранить эти связи и в наших интересах также...» - отмечает экс-посол Щербак.
По мнению директора Института евро-атлантического сотрудничества Александра Сушко, «в критических ситуациях руководители государств могут прибегать к переговорам, в которых нет подготовленных проектов решений». «На сегодняшний день я вообще сомневаюсь, что какие-то существенные встречи состоятся, потому что они будут чисто формальными, ибо признаков политической воли со стороны России вести предметные переговоры о завершении войны, или, например, о перекрытии границы, нет. Нет ни одного сигнала. С другой стороны РФ, очевидно, ждет определенных предложений по этому поводу», - констатирует политолог.
А руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала подчеркивает, что пока совершенно непонятно, о чем могут договориться в Минске Порошенко с Путиным. «Относительно Путина, он может сделать уступку по Донбассу. Например, пустит наблюдателей ОБСЕ на границу и прекратит стрельбу с территории России. Это же уступка? Уступка. А за это он захочет, чтобы больше не трогали Крым, а также, чтобы газ через ГТС транспортировался, и Россия имела права контроля. «Газпрому», безусловно, выгодно, чтобы Европа покупала газ на границе России и Украины, а не на границе Украины и ЕС», - отмечает Бала.
Аналитики раздела «Новости мира» журнала «Биржевой лидер» напоминают, что изначально и в Киеве, и в европейских столицах называли встречу 26 августа возможной площадкой для достижения крайне важных договоренностей, которые могут позитивно повлиять на процессы, происходящие на востоке Украины, однако, со временем подобные оценки стали менее оптимистичными. В частности, накануне в интервью СМИ Германии канцлер Ангела Меркель заявила, что от встречи в Минске не стоит ждать серьезного «прорыва» в отношениях Украины и России, тем не менее эта встреча важна в плане поддержания диалога для его конструктивного продолжения в дальнейшем.
Автор: Роман Иванченко