Террористы поставили дело захвата заложников на некий бандитский конвейер. Теперь они берут в плен не только военных или идейных врагов, но и просто людей, за которых можно получить выкуп.
Дмитрию Подушкину, владельцу краматорского аэропорта, точно не удастся забыть те 56 дней, который он провел в плену у боевиков из так называемой ДНР. В первые дни, когда в восточных областях террористы начали захватывать административные здания, он активно оказывал помощь украинским силовикам. Но уже в начале мая Подушкин был схвачен террористами ДНР на одном из блокпостов.
«Они забросили меня в багажник машины, отобрали деньги, а затем повезли в изолятор временного содержания, который размещен в Краматорске», – рассказывает бизнесмен. Вряд ли он на тот момент догадывался, что в следующий раз он окажется на свободе аж 5 июля. Именно в тот день он перестал быть одним из сотен людей, которые оказались в плену у террористов.
На сегодняшний день остается неизвестным точное количество заложников так называемых народных республик. Согласно данным Совбеза, озвученным спикером СНБО А. Лысенко, на конец прошлого месяца у боевиков находились 396 пленников. Отмечается, что за весь период проведения спецоперации на востоке Украины террористами были выкрадены или захвачены 1009 человек. Стоит сказать, что неправительственные структуры предоставляют иную статистику. Так, мониторинговой миссией ООН, начиная с середины апреля по июль текущего года, были зафиксированы 222 случая задержания людей группами боевиков.
При этом эксперты международной правозащитной организации Amnesty International сообщают, что главным образом людей пленят по политическим мотивам, или же с целью обмена на террористов, которые были захвачены украинскими силами. Однако бывают случаи, когда людей захватывают для того, чтобы в дальнейшем потребовать выкуп. Информацию о том, что людей воруют и ради денег, была подтверждена украинским Совбезом.
Наиболее вероятными кандидатами на роль обитателей камер в ЛНР и ДНР являются помощники украинской армии и сторонники единой Украины, в чем смог убедиться Александр Чернов, житель города Енакиево. Он работает врачом-анестезиологом и является внештатным корреспондентом донецкого интернет-сайта Остров. После того, как Енакиево оказался под властью боевиков, к нему как на работу, так и домой начали периодически приходить дээнэровцы и угрожать расправой за то, что он занял проукраинскую позицию.
Чернов подчеркнул, что это не всегда были чужие люди, так как в ряды террористов в их городе встали местные коммунисты, афганцы и шахтеры. До определенного момента его не трогали, но 26 июня трое вооруженных человек в масках выскочили из припаркованного у обочины микроавтобуса и схватили врача, который направлялся на работу. Затем они натянули ему на голову шапку, надели наручники и в таком виде доставили его в городское управление СБУ в Славянске, которое на тот момент было захвачено террористами. Допрашивал его лично Гиркин, который еще и избивал активиста, не давая при этом сказать ни слова. После этого его отправили на передовую, где сперва ему пришлось рыть окопы, а затем лечить раненых боевиков. Чернов подчеркнул, что его удивило хорошее обеспечение террористов медикаментами, так как у них были даже дорогостоящие препараты. Ему пришлось оставаться в «госпитале» до тех пор, пока переговоры об его обмене не завершились. Но в итоге все пошло не так, как было запланировано боевиками. Во время их отступления из города Славянск врач смог убежать, после чего он переночевал у своего студенческого товарища и уехал в Киев.
С Подушкиным дело обстояло иначе. Он был избит только лишь во время задержания, в частности, когда террористы пытались узнать у него PIN-код кредитки. При этом держали его в полной блокаде от внешнего мира и не позволяли звонить родным. Условия его содержания напрямую зависели от смены конвоиров. Кормили чаще всего пшеничной или перловой кашей, при этом могли ее принести три раза в день, а могли всего один. Бизнесмен рассказывает, что иногда им давали чай с сахаром. По его словам, вместе с ним сидели еще другие заложники. Освобождение для них стало некой неожиданностью. Так, самому краматорчанину и его сотоварищам в определенный момент надели на голову пакеты и перевели в другое помещение изолятора. «Спустя некоторое время мы поняли, что в здании больше никого нет. Потом к нам пришел какой-то человек и выпустил нас», – рассказывает бизнесмен.
Плен уже в прошлом: Дмитрий Подушкин (слева) и Александр Чернов (справа):
Стоит сказать, что история этого человека достаточно нетипична для войны на востоке, так как в основном никого просто так там не выпускают. По словам Геннадия Корбана, заместителя главы Днепропетровской ОГА, в основном боевики берут в плен по двум причинам – обменять на своих или же получить денежную выгоду. При этом расценки боевиков варьируются. К примеру, в отчете организации Amnesty International описывается случай Александра, 19-летнего луганчанина, который попал в плен и выбрался из него только тогда, когда его отец заплатил выкуп в сумме 60 тысяч долларов. При этом Корбаном были озвучены значительно большие суммы. «Касательно денежной выгоды могу сказать одно – она варьируется от 200 тысяч долларов до 1 миллиона долларов. Все зависит от личности человека», – отмечает он.
За последние сутки в Донбассе пропало 13 человек.
Следует отметить, что за сутки в Донецкой области была зарегистрирована пропажа 13 человек. Так, в Отделе по связям с общественностью Главного управления МВД области отмечают, что за последние сутки была зарегистрирована пропажа 27-летнего мариупольца, который ушел из дома и не вернулся до настоящего времени. Кроме того, заявлено было и о жителе Димитрова, который 20 августа также ушел из дома и не вернулся, и об исчезновении двух жителей Константиновке. По перечисленным и остальным девяти фактам правоохранителями были открыты уголовные производства и начаты расследования.
Автор: Оксана Кидун