Юрий Андрухович является личностью знаковой в современной украинской литературе. Поэт, прозаик, эссеист, творчество которого высоко ценят на только украинские граждане, но и граждане других стран мира. Комментируя ситуацию в Украине, писатель также проводит параллели с событиями, положившими начало Второй мировой войне, об этом сообщают корреспонденты раздела «Новости Украины» издания для деловых людей «Биржевой лидер».
В своем интервью изданию «Пресса Украины» Андрухович вспоминает недавнюю историю обострения конфликта и немало внимания уделяет реакции на события на Донбассе европейского сообщества. Писатель также склоняется к мысли о том, что стратегия жертвования малыми странами, которая сейчас реализовывается европейским сообществом, в конечном результате может привести только к тому, что лидерам государств Запада придется встречать российскую агрессию на своей территории
Вспоминает Андрухович начало минувшего недавно лета. Тогда 12 июня появилась информация о том, что на вооружении у сепаратистов появились целых 2 танка. На то время, по словам писателя, это был настоящий шок, сложно было понять, откуда у боевиков такое оружие. Сразу же приходила первая мысль, самая очевидная, о российском происхождении танков. Вслед за этой мыслью возникал вопрос: неужели «он» и эту черту перешел? В те же дни просторами Сети начали распространяться сведения о том, что танки эти никакие не боевые, а сняты с монументов, ради внешнего эффекта.
После тех событий и ощущений прошло почти 3 месяца, за это время танки у террористов перестали кого-то удивлять. Сейчас речь идет о десятках, сотнях танков, украинские граждане даже в некоторой мере привыкли к сведаниям о том, что бронетехника проникает из Российской Федерации. Кроме того, избавились украинцы и от иллюзии о надежном перекрытии границы, они лишь каждый день убеждаются в том, что граница на самом деле есть лишь на картах.
Юрий Андрухович о главе российского государства.
Писатель подчеркивает, что все-таки действия Владимира Путина вызывают у него удивление. Андрухович отмечает непоследовательность заявлений хозяина Кремля – если уже выбрана стратегия «потерявшихся десантников», то почему бы в точно такой же манере не начать замыливание глаз публике танками с постаментов? Ведь на самом деле танков-памятников на Донбассе великое множество. Литератор отмечает, что немало времени у западных экспертов ушло бы на опровержение такой версии.
Андрухович утверждает, что все объяснения даются Путиным в неизменной манере стеба, и ничем хорошим для человечества в целом закончиться такие приколы не могут в принципе. Но самое печальное в этой ситуации, по словам писателя, то, что лидеры стран Запада и дальше обращаются к Путину за его анекдотическими объяснениями ситуации. Создается такое впечатление, что Западу любой ценой надо услышать хоть что-то от Кремля, чтобы и дальше сохранять иллюзию ведения диалога. И даже самую циничную ложь или ничтожную отмазку Запад готов нормально воспринимать.
Возможно, это объясняется тем, что лидеры европейских стран очень высоко ценят то, что хозяин Кремля все-таки отвечает на вопросы. Как будто, пока идет хоть какой-то диалог, агрессор кажется более миролюбивым. Андрухович полагает, что люди с типичной европейской ментальностью вряд ли могут понять такое тактичное раздвоение – для публики создается картинка миролюбивости и некая даже шутовская манера, а тем временем на полном серьезе наращивается уровень агрессии. Задается литератор вопросом: считают ли еще сейчас лидеры западных стран, что у агрессивной политики Кремля есть предел?
У Андруховича относительно предела агрессии также есть своя точка зрения. Он сравнивает предел с границей между Украиной и Россией на востоке. То есть, с чисто теоретической точки зрения, у имперских амбиций Путина должен быть предел, но на самом деле его нет.
И теперь вполне логично подумать над тем, есть ли предел попустительству Запада. Просматривается, по словам Андруховича, во всей этой истории одна очень четкая закономерность – Российская Федерация с молниеносной скоростью реагирует на миролюбивые заявления Запада. Стоит только Бараку Обаме в очередной раз подчеркнуть, что Соединенные Штаты Америки не намерены проводить боевые действия на украинской территории, как буквально на протяжении часа-двух на Украину заходит очередная колонна российской бронетехники. Таким образом, можно утверждать, что миролюбивые декларации стран Запада воспринимаются Кремлем, как одобрение дальнейшей агрессии.
И в этой ситуации, как отмечает Андрухович, можно очень легко понять лидеров стран Европы, военные действия сейчас обходятся дорого, назвать их можно и неудобными, и весьма рискованными. Тем более для стран с развитой демократией ярко выражен риск. Да и фактор дороговизны обычно играет очень важную роль. Приводит литератор в пример документальные кадры, снятые в далеком 1939 году, на которых жители французской столицы с явным неудовольствием учились пользоваться противогазами. На их лицах читалось недоумение, почему их должны коснуться события, которые происходят в каком-то Гданьске? Как показывает история, коснулись эти события не только парижан.
Отмечает писатель и то, что странам, где демократии нет, а есть тирания, воевать значительно проще, но для многих таких государств войны заканчиваются летальным исходом, иногда крах сопровождается и довольно масштабными катастрофами.