Наталия Хоцяновская, являющаяся начальником управления экономикой систем жизнеобеспечения Минрегионразвития, и жилищно-коммунального хозяйства говорит, что на сегодняшний день Украина располагает около 27 миллионами тонн топливными видами биомассы, благодаря которым можно сократить на 18 процентов потребление в стране природного газа.
«Украина имеет большой потенциал, это около 27 миллионов тонн условного топлива, которое находится у нас на полях, к примеру, та же солома и масса других биоматериалов, а это 18 процентов, которые могут заменить газ», — подчеркнула она в ходе интервью журналистам «Биржевого лидера». Согласно ее мнению сейчас, доля биомассы, которую используют в Украине для производства энергоресурсов, составляет всего 1,24 процента, в то время как такой показатель в государствах Европейского Союза составляет в среднем около 7 процентов, а в Швеции и Латвии — 22 процента и 28 соответственно.
Юрий Осипца, являющийся начальником управления жилищной политикой в департаменте систем жизнеобеспечения, говорит о необходимости введения мероприятий по замене природного газа на другие топлива. Информационные действия уменьшат расход топлива примерно на 5 миллиардов кубометров уже до 2020 года, а в свою очередь, это снизит расход бюджета в пределах 8,6 миллиарда гривен.
Напомним, что Кабинетом министров Украины на отопительный период 2014-2015 гг. утверждены лимиты объемов использования природного газа. Так, от августа текущего года до марта следующего 2015 года они предполагают, что использование природного газа Украиной составит около 30,23 миллиарда кубов.
У Украины огромный потенциал.
Отрасль твердого биотоплива в Украине активнее начало развиваться в последние несколько лет, потому что существует немалый спрос на альтернативные виды топлива, а соответственно, и на его цены на европейском и мировом рынках. Согласно данным «Биотопливного портала Украины», только в секторе по производству древесных пеллет, в прошлом году, количество производителей увеличилось почти вдвое. Такой же рост наблюдается и у предприятий, которые производят пеллеты из подсолнечной лузги и соломы, а также и твердотопливных древесных брикетов. Экспорт из Украины твердого биотоплива обеспечивает около 10 процентов общей потребности в данном продукте стран ЕС.
Одним из основных потребителей гранул, сделанных из древесных отходов, соломы и лузги подсолнечника, является Польша, покупающая сравнительно недорогие украинские пеллеты для использования их ТЭС. И несмотря на то что компании Польши покупают в Украине топливную продукцию по ценам более низким, чем предлагают за нее контрагенты других стран, например, Италии или Бельгии, как раз польский рынок есть предпочтительнее украинским производителям по разным причинам: это близкое расстояние, что, соответственно, сокращает транспортные расходы, это наличие уже хорошо отработанных каналов поставки.
Несмотря на то что в ЕС есть постоянный спрос на твердотопливные брикеты и пеллеты, производители этой продукции испытывают и существенные трудности. В предыдущем году многие производители вынуждены были покинуть бизнес по производству пеллет, это, как правило, мелкие и средние производители, которые не имели собственной сырьевой базы, а были вынуждены покупать сырье на рынке.
Также многие производители столкнулись с проблемой нехватки сырья. Например, в сегменте по производству пеллет из подсолнечной лузги столкнулись с полной монополизацией сырьевого ресурса: большое количество маслоэкстракционных предприятий, которые обеспечивают рынок лузгой, сами постепенно начали переходить на использование для собственных нужд отходов, которые сами и вырабатывают. Такие предприятия на сегодняшний день сами производят на продажу пеллеты, получая при этом немалую дополнительную прибыль или же сжигают свои отходы в модернизированных котельнях и получают электроэнергию и тепло, что позволяет им отказаться от недешевого газа и увеличить энергоэффективность. Соответственно те из числа производителей пеллет из лузги, которые ранее покупали сырье, теперь оказались без сырьевой базы.
Похожая ситуация наблюдается и в сегменте производства древесных брикетов и гранул. Производители, покупающие отходы лесопилок и деревообрабатывающих предприятий на рынке, сталкиваются с такой проблемой как отсутствие сырья. Помимо этого, топливным компаниям надо конкурировать за рынок сырья и с предприятиями, которые производят ДСП и МДФ, и у которых есть существенные преимущества, они забирают отходы деревообработки согласно контрактам до того, как они выдут на рынок. В данном сегменте в последние годы продолжается вытеснение мелких компаний, которые не имеют собственных сырьевых ресурсов.
Проблемой для производителей есть и растущая себестоимость производства, которая связана с увеличением цен на сырье. Если отходы деревообработки, аграрных предприятий и маслоэкстракционных заводов раньше выбрасывались, то на сегодняшний день, они сами используют их для собственного развития бизнеса по выработке твердого биотоплива. Как результат, сейчас в выигрыше те предприятия, у которых биотопливный бизнес есть дополнительным с использованием собственной сырьевой базы.
Как утверждают эксперты, Украина имеет огромный потенциал в производстве пеллет из соломы. Использование такого сырья сейчас не есть еще широко распространенным, поскольку отсутствует техника и оборудование для того, чтобы правильно собирать солому с полей. Ту часть биомассы, которую не скармливают скоту, могут использовать как сырье для производства биотоплива.