Президенты Украины и России 27 августа встречались в Минске, где провели за закрытыми дверьми довольно продолжительную (около 2 часов) беседу. Официально же было объявлено о том, что обсуждалась проблема немедленного освобождения всех незаконно удерживаемых лиц на Донбассе, а также озвучивалось решение о намерении сделать столицу Белоруссии площадкой для дальнейших переговоров. В этой связи даже было принято решение создать постоянно действующую контактную группу по выходу из кризиса на Юго-Востоке Украины.
Все наблюдатели отметили непривычное молчание сторон после столь ответственных переговоров. Никаких пресс-конференций и самые сжатые комментарии общего характера. Как оказалось, эта неясность станет неотъемлемым атрибутом всего последующего переговорного процесса.
Что стоит за переговорами Украины и России и каким может быть вероятный результат, разбирались аналитики раздела "Новости Украины" журнала "Биржевой лидер".
Переговоры между Порошенко и Путиным: вероятные договоренности и результат.
1 сентября в Минске встретилась трехсторонняя контактная группа. Уже к полудню СМИ разразились сенсацией о том, что представители ДНР-ЛНР заявили о готовности остаться в рамках единой Украины, но с целым рядом условий (особый статус региона, срочное проведение там выборов, свободное хождение русского языка, признание особого режима охраны порядка и права назначения прокуроров и судей властями республик, особый порядок ведения внешнеэкономической деятельности, амнистия для политзаключенных, ополченцев, политиков, депутатов и членов правительств республик и создание комиссии для разработки договора о мирном урегулировании в Донбассе и восстановлении региона). Уже вечером эта информация была опровергнута представителями ДНР и ЛНР. Стороны решили взять тайм-аут до 5 сентября.
Телефонный разговор. В среду, 3 сентября, президенты России и Украины провели телефонные переговоры о ситуации на Донбассе и возможности мирного урегулирования конфликта. В Москве сообщили о том, что «Стороны обменялись мнениями относительно того, что нужно сделать в первоочередном порядке для скорейшего прекращения кровопролития на Юго-Востоке этой страны». Мнение украинской стороны вначале было более конкретным. «Результатом разговора стала договоренность о постоянном прекращении огня в Донбассе. Было достигнуто взаимопонимание относительно шагов, которые будут способствовать установлению мира», — сообщила пресс-служба Порошенко. Кремль выступил категорически против такой формулировки. «Путин и Порошенко действительно обсудили шаги, которые бы способствовали прекращению огня между ополченцами и украинскими силовиками. Договариваться о прекращении огня Россия не может физически, поскольку не является стороной конфликта», — заявил пресс-секретарь российского президента Д. Песков. Киев поспешил внести срочные изменения в пресс-релиз, который теперь гласил: «Результатом разговора стала договоренность о режиме прекращения огня на Донбассе». Как видим, ясности не прибавилось. Но 3 сентября оказалось богатым на события и неожиданные повороты.
Днем президент России Владимир Путин вдруг предложил план по решению конфликта на Украине. «Я когда летел сюда — из Благовещенска в Улан-Батор — в самолете набросал некоторые соображения и план действий, он у меня от руки пока, правда, изложен», — сказал президент РФ, намекая о черновом варианте своих мирных предложений.
На словах и на деле… Если вспомнить все предыдущие заявления главы и высокопоставленных дипломатов РФ, то создается ощущение, что именно Россия является самой заинтересованной в мире на Украине державой. Достаточно вспомнить женевские инициативы С. Лаврова или предложение В. Путина перенести референдумы в ДНР/ЛНР, признание результатов украинских выборов, призыв к боевикам выпустить окруженных в котлах украинских солдат и многое другое. Но Киев убежден совершенно в обратном, считая Россию не только спонсором терроризма на своей территории, но и неприкрытым агрессором. Украинские политики обвиняли россиян в аннексии Крыма (что совершенно справедливо), а также во множестве иных грехов: поддержке вооружением ДНР-ЛНР, обстрелах военнослужащих ВСУ, поражении малайзийского Боинга и, наконец, военном вторжении в Украину. «Весь мир знает, что Украина является страной, которая четко придерживается обязательств, международного права и которая сегодня является объектом агрессии со стороны соседнего государства», — сказал Петр Порошенко совсем недавно. Как видим, на лицо совершенно очевидный диссонанс: Москва старательно изображает из себя «голубя мира», но война продолжается. Киев же заговорил о мире совсем недавно и как будто вынужденно (до этого он постоянно демонстрировал решимость бороться с сепаратизмом до конца), но все его мирные инициативы сопровождаются бесконечными обвинениями России в агрессии.
7 пунктов Владимира Путина или чего добивается от Украины российский лидер?
Истинные намерения президента РФ остаются загадкой не только для большинства экспертов, но и для практически всех политиков. Вот уже скоро год, как все обсуждают наличие или отсутствие так называемого «хитрого плана Путина», пытаясь предсказать, в чем именно он заключается. Как выясняется, это совершенно бесперспективное и неблагодарное занятие.
Рассматривать же новые предложения Владимира Путина следует, исходя из вышеизложенных наблюдений. А именно: президент России на словах всегда выступал только за мирное разрешение конфликта на Юго-Востоке Украины. Дела говорили совершенно об обратном, но слова всегда были правильными, и придраться к ним невозможно. Напомним, и американские, и европейские политики выражали открытую поддержку Киеву в проведении АТО на Донбассе, Россия же всегда подчеркнуто выступала за мирное решение кризиса, подчеркивая необходимость внутриукраинского диалога. Итак, главный тезис Кремля: украинское правительство борется с вооруженной оппозицией на Юго-Востоке страны и само должно сделать первый шаг по прекращению кровопролития. Главный месседж Киева: на Украину напали российские войска и международное сообщество должно помочь ей сдержать агрессию.
Теперь рассмотрим по порядку все семь пунктов, предложенных Владимиром Путиным.
1. «Первое — это прекратить активные наступательные операции вооруженных сил, вооруженных формирований ополчения Юго-Востока Украины на донецком и луганском направлениях». Обратим внимание на то, что данный пункт можно трактовать как обращение только к боевикам ДНР-ЛНР, поскольку конкретно о ВСУ там не говорится. Однако он, скорее, адресован западным партнерам Кремля и поставлен первым в списке неслучайно. В. Путин дает всем понять, что:
- он всего лишь имеет некоторое влияние на пророссийских сепаратистов и по просьбе международного сообщества готов это влияние применить;
- российских войск на Донбассе нет, иначе зачем ему их останавливать, не дав добиться заметного результата;
- он против эскалации конфликта, ведущего к еще большему расколу Украины, иначе, зачем ему призывать к остановке столь успешного наступления ополчения;
- он против создания большой Новороссии и перенесения войны на соседние украинские области;
- он против продолжения кровопролития, а потому предлагает остановить наступление прямо сейчас;
- он делает первый шаг со сам, предоставляя П. Порошенко возможность следующего хода.
2. Второе — отвести вооруженные подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня. Данный пункт хоть и адресован украинскому руководству, но, скорее, предназначен для ополчения ДНР/ЛНР. В нем российский президент дает понять верящим в него людям, что:
- он заботится о мирном населении и его безопасности;
- он обеспечит ополчению бескровную победу, вынудив Киев на подписание своего «Хасавьюрта», поскольку отход войск от городов на безопасное расстояние в полосе сплошной застройки будет означать ни что иное, как оставление ВСУ многочисленных населенных пунктов Луганской и Донецкой областей. Причем отступление будет на всех участках и без усилий со стороны боевиков ДНР/ЛНР. Таким образом, последние практически даром получат то, что при иных обстоятельствах им пришлось бы штурмовать.
3. Третье — предусмотреть осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня и мониторингом обстановки, создаваемой таким образом в зоне безопасности. Этот пункт совершенно необходим для любых мирных инициатив, поскольку стороны конфликта друг другу не доверяют. Президент РФ тем самым показывает, что:
- он полностью доверяет международным структурам;
- он действительно заинтересован в мире, ведь прошлое перемирие, не подконтрольное внешним силам, постоянно нарушалось обеими сторонами;
- российских войск на Донбассе нет, иначе международные наблюдатели их быстро обнаружат.
4. Четвертое — исключить применение боевой авиации против мирных граждан и населенных пунктов в зоне конфликта. Данный пункт апеллирует к аналогичным инициативам европейцев и американцев в ходе других вооруженных конфликтов (Ливия, Сирия), когда они устанавливали так называемую «бесполетную зону», лишая тем самым правительственные силы главного козыря. Владимир Путин в данном случае хочет показать ополченцам, что он полностью на их стороне, поскольку авиация – это единственное, чего нет в арсенале сепаратистов.
5. Пятое — организовать обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких-либо предварительных условии. Это в продолжение гуманных инициатив по организации коридоров из окружения для солдат ВСУ и неоднократному возвращению перешедших на территорию РФ украинских военных. Российский лидер хочет показать Киеву, что он печется о его репутации. Акция обмена «всех на всех» не выгодна для сепаратистов, поскольку сейчас военнопленных больше у них и к тому же множество арестованных их единомышленников задержаны по самым разным статьям УК и потому могут не подлежать обмену.
6. Шестое — открыть гуманитарные коридоры для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населенные пункты Донбасса — Донецкую и Луганскую области. В этом пункте Владимир Путин говорит как о гуманитарных конвоях из России, так и из Украины. В первом случае он хочет сказать, что более не желает сталкиваться с препятствиями, подобным тем, с которыми столкнулся «белый конвой» в августе. А во втором случае дает понять, что и Украина остается ответственной за обеспечение Донецкой и Луганской областей, даже в том случае, если на части их будет власть ДНР и ЛНР.
7. Седьмое — обеспечить возможность направления в пострадавшие населенные пункты Донбасса ремонтных бригад для восстановления разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры, оказание помощи им. Этот пункт является логическим продолжением предыдущего. Однако вместе с тем В. Путин как бы намекает украинскому руководству, что перед ним стоят уже новые трудности, кроме собственно военных, а именно подготовка к зиме. И поэтому к его предложениям стоит особенно прислушаться…
Предложения российского президента вызвали весьма неоднозначный отклик у сторон конфликта и в мире. В их искренность мало кто поверил, но свою главную миссию они выполнили – запустили механизм мирного урегулирования конфликта на Донбассе. Совершенно очевидно, что предварительные договоренности были предварительно согласованы президентами разных стран (и не только России и Украины), а озвученные пункты лишь завеса перед главным событием - объявлением перемирия. О готовности к нему уже сообщили президент Украины и руководство ДНР и ЛНР. А Владимир Путин и дальше продолжит вести свою мало кому понятную игру (разумеется под видом исключительно мирных инициатив).