Договоренность о перемирии на Донбассе с 5 сентября не решила проблем. Наделить особым статусом самопровозглашенные ДНР и ЛНР, о котором в четверг договорилась контактная группа по урегулированию, - для украинского государства этот факт означает лишь обязательство принять закон «О временном местном самоуправлении в отдельных районах Луганской и Донецкой областей». Это включается в анонсированную немного раньше украинскими властями концепцию децентрализации власти, но это не удовлетворяет требований лидеров вышеуказанных республик о независимости.
На протяжении двух дней суть протокола по результатам заседания в Минске контактной группы оставалась неизвестной. Было только слухи о том, что все участники – Зурабов, посол от Российской Федерации, представитель от Украины Кучма, Хайди Тальявини - представитель ОБСЕ, и также представители от самопровозглашенных республик - Захарченко от ДНР и Плотницкий от ЛНР – договорились о прекращении огня, а также и об обмене пленными и мерах, предотвращающих гуманитарную катастрофу. Но никто из участников не заявил о политических договоренностях, положенных в основу подписанного Протокола. Только в субботу поздно вечером ОБСЕ этот документ обнародовала. Очень важный третий пункт договора: «Провести децентрализацию власти, включая принятие Закона «О временном местном самоуправлении в отдельных районах Луганской и Донецкой областей», и соответственно этому Закону на Донбассе должны будут пройти досрочные выборы.
Константин Бондаренко, являющийся руководителем Института государственной политики, в ходе интервью журналистам «Биржевого лидера» объяснил, что принятое соглашение не спровоцировало власти Украины выйти за пределы анонсированной ранее децентрализации, и что речь не идет о признании независимыми ЛНР и ДНР или о федерализации. В данном документе никаких подобных понятий нет, а возле подписавших документ фамилий Захарченка и Плотницкого даже не указаны занимаемые ими должности, хоть они себя и позиционируют как премьер-министры вышеуказанных республик. Согласно мнению Бондаренко, власть украинского государства не даст согласия на раздел земли: «Они могут, как раньше обещали, предоставить бюджетную, экономическую, гуманитарную автономию данному региону, но про самостоятельную внешнюю политику и речи не может бать, поскольку такое не предусматривается рамками конфедеративного или федеративного устройства. Такого рода договоренности, скорее всего, устраивают самопровозглашенных лидеров таких же самопровозглашенных республик, как временное решение».
Игорь Плотницкий вчера в комментариях «Биржевому лидеру» сказал о том, что «особый статус» еще не означает то, что они откажутся от решения стать независимыми. Еще он подчеркнул, что обе республики готовы пойти на диалог с украинскими властями: «Диалог должен быть содержательным и равноправным»
Премьер-министр ЛНР также намекнул о том, что подписанное соглашение – это временное решение. Он подчеркнул: «Мы прекрасно понимаем, что ради того чтобы восстановить мир и безопасность, социальные и экономические связи, мы согласны идти на компромиссы, и если будет нужно, мы будем по-максимуму сближаться с украинским народом».
Плотницкий и Захарченко обратились с просьбой к ОБСЕ о согласовании их предложений по Донбассу, а также проконтролировать соблюдение перемирия на Донбассе. «Мы считаем очень важным добиться того, чтобы прекратилось кровопролитие, добиться предотвращения на востоке гуманитарной катастрофы. Мы имеем большую надежду на незамедлительное согласование первоочередных мер, которые предложили ЛНР и ДНР, и которые направлены на реализацию достигнутых в Минске договоренностей», – написано в обращении.
Константин Бондаренко, политолог, считает, что украинские власти были вынуждены идти на перемирие, поскольку они убедились в том, что военным путем разрешить ситуацию они не в силе. «Такие переговоры, касающиеся статуса и полномочий самопровозглашенных ЛНР и ДНР, могут длиться на протяжении многих лет, поскольку это очень подвешенный вопрос. Каждая сторона настаивает на своем, а не идет на уступки друг другу», – отметил Бондаренко.
Военные эксперты считают, что минский договор ничего не решит.
Многие военные эксперты считают, что минский договор ничего не решит: «Десятый пункт обязывает к тому, чтобы вывести военную технику, все незаконные вооруженные формирования, а также наемников и боевиков с украинской территории. А кто должен это сделать? Российская Федерация не признает свое участие в конфликте на территории Украины. Лидеры вышеуказанных республик тоже говорят: какие, мол, террористы, боевики, наемники? Они называют их ополченцами, воюющими за свою независимость, и даже не на украинской территории, поскольку Донбасс они не считают территорией украинского государства. А если никто не воюет, то и некого выводить».
6 сентября президент Украины Порошенко в телефонном разговоре с президентом России Путиным решили, что пункт о прекращения огня в основном выполняется. А в то же время была обстреляна украинская сторона около Станицы Луганской, а также населенных пунктов Дебальцево, Золотое, Донецкое, Широкино, Некишино, Авдеевка, Лебединское. Было наступление на Мариуполь. Международному Комитету Красного Креста опять не дали в Луганск завезти помощь, поскольку гуманитарные коридоры и дальше обстреливаются из артиллерии. Наверное, Порошенко идет у Путина на поводу и теперь должен соглашаться с тем, что режим прекращения огня выполняется.