Однажды в апреле работники музея в городе Славянске заметили, что в местный центр "украинского ответвления РПЦ", как пишет издание The New York Times, вошло несколько сильных мужчин, которые несли с собой большие деревянные ящики и брезентовые сумки.
Журналист Э. Хиггинс пересказал рассказ В. Ступко, сотрудника этого музея: "Уже на следующее утро из того же самого здания культурно-религиозного центра вышли вооруженные мужчины в масках и по неприметным закоулкам пробрались к главуправлению полиции Славянска". Эти люди позднее захватили отдел милиции и помогли разжечь большую волну нападений на админздания и объекты силовых ведомств на украинском востоке, о чем пишет газета.
РПЦ, как и сам Кремль, отрицает причастность к сегодняшнему разжиганию сепаратистских волнений в Украине или активному содействию им, отмечает издание. "Но когда украинцы отвоевали Славянск и иные небольшие города, "начали появляться доказательства разных тесных связей между церковью (или даже отдельно взятыми православными священниками) и активным пророссийским движением", - подчеркивается в статье.
В. Бутко, проукраинский главред газеты в Славянске, сразу же закрытой повстанцами, "рассказал, что священники церкви МП в центре города очень часто благословляли бойцов-сепаратистов и разрешали им хранить свои боеприпасы на территории этой церкви".
Избрав религию православие как силу для объединения всех славянских земель и собственного движения, сепаратисты решили воспользоваться периодом личной власти, чтобы "очистить город Славянск от других христианских конфессий", говорится в статье. Известный пастор церкви "Добрая весть" П. Дудник рассказал, что не знает, кто стоял за захватом этого здания, но считает, что оно вполне вписывается в саму кампанию РПЦ, которая изображает иные конфессии как "пятую колонну" еретиков.
"Мы не можем не отметить того факта, что у конфликта на восточной Украине есть религиозная недвусмысленная подоплека", - написал в обращении к Варфоломею -Вселенскому Патриарху - Патриарх Московский Кирилл, обвинивший конкурирующие церкви в разных преследованиях верующих, подчиняющихся МП, а попытки военных Украины воевать с сепаратистами расценил как настоящую религиозную войну. Лидеры многих конкурирующих церквей говорят, что действительно происходит религиозная борьба, но уверяют, что ее причина - политическая и заключается в том, что они считают Московский Патриархат инструментом политики Кремля, отмечается в статье.
МП воздерживается от прямой поддержки вооруженных пророссийских сепаратистов, но не приложил совершенно никаких усилий, чтобы обуздать боевиков, которые, утверждая, что только служат РПЦ, навязали городу Славянску настоящий режим террора, отмеченный похищениями людей, убийствами и вообще бандитизмом. "Среди их основных мишеней были христиане, бросившие вызов претензиям современной московской церкви на ее религиозное первенство и подозревались в тесных связях с Западом, пишет NYT", - передают специалисты из издания "Биржевой лидер".
"Зачинщики мятежа, в особенности И. Стрелков, экс- офицер разведки РФ, исповедуют радикальное течение православия, наполненное ксенофобией, поистине страстным ожиданием Второго пришествия И. Христа и верой в обязанность и право России править всеми землями Святой Руси", - отмечается в статье.
По словам нынешнего архимандрита Саввы, предводителя украинской церкви в городе Славянске, "русские казаки пришли в УПЦ КП, что на улице К. Маркса и объявили, что конфискует помещение во имя казацкой православной армии". В итоге, Савва бежал из оккупированного Славянска, получив неофициальное предупреждение, что боевики хотят его смерти.
РПЦ напомнили, чтобы она придерживалась канонической территории.
Патриархи сразу 4-х старейших Церквей мира, а к тому же, Предстоятель автокефальной Церкви Кипра недавно призвали РПЦ придерживаться собственной канонической территории.
"Из-за событий, которые не так давно имели место в современной Православной Церкви" Собор подчеркивает острую необходимость для всех без исключения православных Церквей по-настоящему уважать и строжайшим образом соблюдать имеющиеся географические границы собственных юрисдикций "в том виде, в котором они были определены священными канонами, а также Томосами об учреждении данных Церквей".
Такими словами пентархия решила намекнуть на непризнание канонического статуса нынешней УПЦ (МП) в роли "неотъемлемой части" МП, поскольку в Томосе об автокефалии всей Православной Церкви, который был издан в 1924 году, Константинопольский Патриархат заявил, что законным образом никогда не отказывался от собственной юрисдикции над Киевской митрополией. Что до всей Московской Патриархии и ее современных канонических границ Константинопольский Собор продолжает придерживаться Томоса 1589 года, исходя из которого территория всей Украины не входит в состав МП.
В контексте вышеуказанного следует упомянуть небольшой комментарий со стороны представителей УПЦ КП, который утверждает, что пентархия – это специальный способ Константинопольского Патриархата дать более чем отчетливо понять РПЦ "кто в доме настоящий хозяин". Об этом, в частности, информирует известный Христианский интернет-портал Кириос.