Итоги минских консультаций и обещание украинской стороны предоставить особый статус территориям, находящимся под контролем боевиков, вот уже несколько дней являются поводом для обсуждений в прессе и экспертной среде. Одним из таких мнений стала статья в издании The Economist из Великобритании.
Те договоренности, которые подписала Украина в Минске, по мнению издания, помогут президенту РФ достичь того, к чему он стремился на протяжении конфликта в Украине, а именно подчинения ее своей воле. Особый статус, о котором говорит Порошенко, с языковыми гарантиями и учетом культурных особенностей, на самом деле даст части Донбасса несоизмеримо больше. Этот федерализированный кусок территории получит право ветирования надежды Украины на европейское будущее, могут быть заблокированы любые решения столицы по интеграции, в том числе с НАТО и Евросоюзом.
В свою очередь, Путин получает то, что ему нужно. Даже в случае нарушения перемирия на Донбассе установится альтернативный вариант в виде замороженного конфликта с непризнанной в мире республикой, которая будет постоянно дестабилизировать Украину. В этом случае интересно, как поведет себя президент Украины, который оказался в тупике. Ему как-то придется убеждать украинцев в правильности решения на Донбассе. Ведь даже если наступит мир, в чем есть большие сомнения, для многих украинцев он окажется позорным, как считает The Economist.
Политолог об «особом статусе» Донбасса.
Иного мнения придерживается украинский политолог Фесенко. Как бы там ни было, но в сравнении с состоянием войны особый статус для части Донбасса - это меньшее зло. Политолог сохраняет уверенность в президенте Порошенко, который не может позволить устроить на украинской территории российский анклав – Порошенко не враг себе и, несмотря на определенные договоренности с Путиным, президент Украины не будет играть против своих интересов.
Другой момент в том, что если в предложенном Порошенко особом статусе Донбасса будут заложены излишние права для региона, станут ли голосовать за такое предложение депутаты парламента. А если парламент все-таки согласится и проголосует особый статус региона, так что он получит непрямую автономию в мягком варианте, чтобы не изменять унитарность государства, устроит ли такой вариант Россию и сепаратистов? Тут ведь важно, что вкладывают стороны в понятие особого статуса, очевидно, что в Москве и Киеве они различны. И еще предстоит договориться, найти компромиссное решение. Если получится, то хорошо, а если нет, то с высокой вероятностью Украина таки получит на востоке российский анклав, который будет вне подчинения Киеву. Украина получит на своей территории квазигосударство-ублюдка, в которое превратится захваченная сепаратистами территория. Такому образованию будет не под силу сформировать собственную экономическую базу, да и состояние этого государства будет где-то между миром и войной. Это, конечно, станет риском для Украины – появится зона замороженного конфликта на неопределенный срок, эти ЛНР и ДНР могут взять себе имя Новороссия, что станет еще одним вызовом для Украины, но все это будет меньшим злом, чем жить в состоянии войны с риском потерять гораздо больше, чем третью часть Донбасса.
Как известно, законопроект Порошенко являлся одним из условий минских соглашений, которые стали неким компромиссом сторон. Фесенко даже считает удивительным то, что сепаратисты согласились на это, очевидно, под серьезным давлением из Москвы. С другой стороны, в самом определении «особый статус» заложено противоречие собственных интересов сторон, что станет поводом серьезной борьбы на фронтах пропаганды политики и дипломатии. Стороны будут бороться за свое понимание статуса территории Донбасса, но в интересах Украины вступить в эту борьбу.
Политолог настаивает, что отвергать сходу предложение «особого статуса» для Донбасса – недальновидно, и означает, что Украина останется на линии фронта. Будет удачей, если противостояние приведет к заморозке конфликта. Открытая война с Россией несет большие риски и потери, можно вспомнить только события второй половины августа. Поэтому будет безответственным, на взгляд политолога, выступать за продолжение войны, особенно в том положении Украины, которому соответствуют ее военное и экономическое состояние. Эту войну можно проиграть. В этой ситуации скорее требуется гибкость в политике и, как представляется Фесенко, Порошенко ведет такую политику. Однако в его арсенале не только военные методы. Этими средствами была освобождена серьезная часть Донбасса, но теперь пришло время других средств – политических и дипломатических. Шаг за шагом, постепенно нужно пытаться вернуть ту часть Донбасса, что на данный момент утеряна. Шанс на это очень хлипкий, но он есть, и нужно бороться, есть много рисков скатиться снова в вооруженный конфликт, но если есть такая возможность, то ей нужно воспользоваться.
Как стало ранее известно, на следующей неделе президент Порошенко должен представить на рассмотрение Верховной Рады законопроект, который, по его словам, должен закрепить за захваченными территориями на востоке страны особый статус. Принятие такого закона стало одним из пунктов компромисса, достигнутого в ходе консультаций в столице Беларуси.