В Крыму нет войны, и признаки военного присутствия если и остались, то стали жителям почти незаметны, но вряд ли можно сказать, что в российском Крыму стало жить спокойней и лучше. Развешанные повсюду триколоры и рубль в качестве валюты только подчеркивают признаки оккупации, о чем пишет «Крым.Реалии».
Недавно прошедшие местные выборы не успокоили ситуацию. Последними громкими событиями стали многочисленные факты давления на крымских татар. Волна обысков прокатилась по школам, медресе, мечетям и домам, а также в здании Меджлиса крымскотатарского народа – все это становится печальной страницей истории Крыма. Вина крымских татар в том, что они продолжают сохранять надежду на возвращение демократического строя, без которого, вероятно, не представляют себе жизнь. Страх, который пытаются снова посеять среди них, это уже было в их истории, методика использовалась по отношению к этому народу и его национальному движению в советское время. А в России еще не забыли приемы НКВД. Можно было заранее предположить вероятность того, кто первым попадет под удар самопровозглашенной власти и ее действия вполне укладываются в понятие образцово-показательного выступления. С одной стороны, крымские татары обычные заложники ситуации, но с другой, за ними смотрят в мире и в России, и в Украине. Вопрос участия крымских татар в последних выборах вообще превысил ожидаемый интерес.
Раскол в обществе по политическому и национальному признаку стал в Крыму сейчас отчетливо очевидным, судя по флагам и другой атрибутике в домах. Флажки на машины в цветах крымско-татарского флага и Украины, номера на машине, показывают принадлежность владельцев, то же самое среди представителей пророссийской позиции. На крышах частных домов вывешены голубые флаги крымских татар – все это признаки резко и многократно возросшего уровня патриотизма и этот факт многих радует. Однако не стоит при этом забывать, как много людей временно покинуло полуостров в поисках временного пристанища в украинских городах, там много молодежи и интеллигенции не смирившихся с аннексией родины.
Крымчане как были, так и остались сами по себе.
К приезжим в Крыму всегда относились особо. Приезжих из России недолюбливали за снисходительное отношение, жадность, «масковский» акцент и мигом сгорающую молочную кожу. Украинцев во многом за то же: акцент, прижимистость, некую чужеродность, как жителей материка. Белорусов высмеивали за то, что они чуть ли не со своей картошкой приезжали. Вот так вот и принимали всех. Принимали, получали от гостей деньги и провожали поругивая. Приехали - плохо, не приехали тоже плохо.
Аннексия полуострова привнесла в жизнь крымчан поначалу большой подъем. На волне пропаганды многие почувствовали себя россиянами, правда длилось это недолго и у значительной части прошло, как и любовь к «георгиевской ленточке». Как-то постепенно местные жители вернулись к своему привычному состоянию и прежде всего настороженно-враждебному отношению ко всем, кто прибыл с материка и это было интересно наблюдать, как вчера только о цветы приносили туристам – соотечественникам и братьям, а теперь без особой жалости наблюдают за мучениями выезжающих через переправу.
В соцсетях и крымских форумах проблемы туристов сводятся к заключению: «а как же – переходный период» либо злорадно: «думать раньше нужно было и не ехать на машине, а рейсовым автобусом», либо лицемерно - «детишек то зачем везли, один лишь стресс и ничего не вспомнят». Особенные комментарии, как заметили в «Крым.Реалии», в Керчи, где всем туристам и приходится торчать в очереди на паром. Местные жители замечают, что претензии не к ним, ведь весь этот поток в Ялте отдыхал, где и оставил все свои деньги, а теперь ждут от керчан бесплатной гречки и душ, от города безвинно пострадавшего. Хотя бы дорожный сбор платили, ведь дороги только разбили, а денег в городе так и нет – негодуют горожане, припоминая, что мало получили как «вернувшиеся домой».
Приезжие туристы тоже находят аргументы: почему они днями простаивая в очереди на переправу не могут рассчитывать на элементарные санитарные условия, да еще с литром молока за 100 рублей и кружкой кипятка из другой очереди. Так или иначе, хозяева и гости разъезжаются с чувством неприятного осадка и для крымчан становится очевидным, что потеряв украинцев, они не стали своими для россиян. И не потому, что россияне не готовы их принять в свои объятья, со временем и под воздействием пропаганды, это бы произошло, но проблема как выясняется в другом. Сами жители Крыма никого кроме таких же, как они, принять не в состоянии. Сложившаяся специфика мышления по-прежнему настороженно воспринимает любого пришлого с материка. Именно поэтому таким тяжелым оказывается отрезвление от угара патриотизма заставлявшего вчера кричать «Россия!».
Выходит, проще всех сейчас в Крыму тем людям, которые сейчас под запретом – патриоты Украины, как были, так и остались таковыми, им нет нужды перезагружать сознание, пытаясь научится любить одних и возненавидеть других. Чужие среди своих – они как были такими ранее, такими и остались теперь. Непонятные и гонимые, но в то же время по-прежнему свои.