По мнению Игоря Семиволоса, возглавляющего Институт ближневосточных исследований, крымские власти пытаются сделать так, чтобы на полуострове не было крымских татар. Более детально мнение эксперта относительно политики крымского руководства, направленной на вытеснение с территории полуострова крымских татар, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Игорь Семиволос в интервью изданию "Гордон" заявил, что изучением поведения новых властей Крымского полуострова должны заниматься врачи-психиатры. По его словам, у Сергея Аксенова уже существует некоторая история отношений с представителями крымскотатарского народа, и он зачастую снова и снова повторяет одни и те же аргументы, которые ранее использовали некоторые представители украинской власти в Крыму.
Он напомнил, что заявления о том, что никакого Меджлиса просто нет, ранее были озвучены именно пророссийски настроенными представителями украинской власти на полуострове, которые тем самым выражали свое отношение к татарам. Однако ввиду давления на них со стороны Киева, эти политики просто вынуждены были сотрудничать и с Меджлисом, и с крымскими татарами. Поскольку сейчас уже такого давления нет, соответственно, эти политики имеют возможность чтобы полностью раскрыться и в полной мере реализовать все те комплексы, которые у них были ранее и которые у них есть сейчас.
Семиволос уверен в том, что подобная политика в будущем может создать серьезные проблемы уже для российской власти, существенно ограничив их возможности при установлении и поддержании контактов с представителями крымских татар. Он объяснил, что в настоящее время все это является спиралью конфликта, и представители крымской власти готовы не только идти на конфликты – они также готовы и к эскалации этих конфликтов. С одной стороны, это, несомненно, опасно, однако, если посмотреть с другой стороны – то подобное поведение рушит все те конструкции, которые пытается возвести на полуострове Москва. Необходимо также отметить – во всех историях, где фигурирует Москва, разница в отношениях к крымским татарам со стороны местной власти и со стороны власти московской ощущается всегда.
Пытается частично склонить татар к коллаборации, задействовав при этом все доступные ей рычаги – и предложения, которые они без устали озвучивают всем тем, кто готов предать интересы крымскотатарского народа, и казанские татары, и так далее. С другой стороны, в действиях крымской власти просматривается довольно примитивный подход – в целом, новое руководство полуострова рассматривает татар как опасность для себя, даже не разделяя их на тех, кто готов сотрудничать с новым режимом, и на тех. кто этого делать не хочет.
Крымскотатарские политики, эффективные во времена легальной деятельности структур, при переходе на нелегальное положение могут оказаться неэффективными.
Семиволос напомнил, что у крымских татар уже есть опыт сопротивления в условиях, когда под полный запрет попадала деятельность всех организационных структур. Единственное кардинальное отличие ситуации, которая сложилась в настоящее время от той, что уже когда-то была – что на протяжении последних 24 лет все организационные структуры крымскотатарского народа вели свою деятельность на легальной основе, и опыт ведения борьбы в условиях тотального запрета придется во многом накапливать заново. Кроме того, значительное количество эффективных во времена легального существования структур крымскотатарских политиков при переходе на нелегальное положение могут оказаться уже не столь эффективными.
Необходимо понимать, что в настоящее время иной альтернативы, кроме как оказание мирного сопротивления, попросту не существует. По словам эксперта, сценарий, который был реализован в Крыму Российской Федерацией, как раз и был рассчитан на то, что сопротивление татар мирным не будет. Тогда Москва смогла бы довольно легко, с использованием силы, придушить сопротивление татар, решив данный вопрос силовым методом. Однако если сопротивление татар будет мирным, то это существенно усложнит для Москвы задачу по окончательному решению крымскотатарского вопроса, создав при этом негативную реакцию на действия России в Крыму со стороны зарубежных стран.
Время от времени в Крыму раздаются призывы наиболее горячих голов к переходу от мирных к более решительным действиям, однако Семиволос называет подобные призывы преждевременными. Для этого крымские татары должны, как минимум осознать – договориться с оккупантами уже вряд ли получится, поэтому иной альтернативы, кроме как сопротивление, попросту не существует.
Напомним, что ранее Сергей Аксенов заявил российским журналистам, что Меджлиса просто не существует. Он объяснил, что лично для него подобной организации не существует с юридической точки зрения – поскольку она должным образом не была зарегистрирована, то ее просто нет.
По словам Аксенова, если бы на полуострове был проведен соответствующий социологический опрос, то его итоги бы показали – деятельность Меджлиса поддерживает всего лишь от 15 до 20 процентов крымских татар, потому что он (Меджлис) не выполнил ни одной из своих заявленных программ, начиная с 1991 года. Он подчеркнул, что все действия, направленные на непризнание присоединения полуострова к РФ будут преследоваться согласно нормам действующего законодательства.