Исходя из того, что Донбасс дает для Украинского государства немалую часть валютной выручки, комплектующие для предприятий, находящихся за пределами зоны проведения антитеррористической операции, антрацит, использующийся в производстве электроэнергии для нужд всей страны, действующее перемирие может стать для украинской страны неплохой новостью.
Игорь Лиски, луганский бизнесмен, Закон о наделении отдельных территорий на Донетчине и Луганщине особыми правами, принятый украинской Верховной Радой 16 сентября, читает со слезами на глазах. На захваченной террористами территории у него находятся два горно-обогатительных предприятия. На протяжении последних пяти лет его компания «Эффективные инвестиции» вложила в них около 70 миллионов долларов. Из-за военных действий, происходивших в настоящее время, предприятия вынуждены были закрыть, а сотрудников эвакуировать.
Согласно мнению бизнесмена, новый законопроект ситуацию почти не проясняет. «Данный документ вызывает очень много вопросов. Он не определяет, под чьим контролем находится государственная граница, а соответственно, кто отвечает за борьбу с контрабандой, которая, в свою очередь, убивает легальный бизнес в нашей стране. Неясно, кто занимается формированием правоохранительных и фискальных органов. Каким образом будут защищаться активы? Чем гарантированы вклады?» - говорит Лиски.
Согласно его мнению, такая недосказанность и неопределенность только консервирует сегодняшний конфликт в украинской стране, легализирует контроль террористов над экономикой региона. «Про новые объекты, новые строительства, инвестиции можно вообще забыть. На протяжении ближайших трех лет об этом даже не будет и речи», - констатирует предприниматель. В данном регионе украинской страны находится около 25 процентов национальной промышленности. Но больше половины предприятий в настоящее время находится на территории, которую контролируют террористы. Поскольку все предприятия связаны между собой производственными узами, то и те, которые находятся на территории, контролируемой украинской армией, не могут полноценно развиваться.
Такая ситуация вынуждает киевские власти искать компромисс, хоть и болезненный.
Бизнес ждет чуда.
Олег Кикта, являющийся первым заместителем генерального директора холдинга «Ostchem», заявил о том, что как только прекратятся боевые действия на данной территории, они сразу приступят к восстановлению инфраструктуры. «Когда на этой территории станет безопасно, первым делом будет восстанавливаться логистическая инфраструктура. Тогда мы сможем запустить производственный процесс», — сказал Кикта.
Предприятия «Стирол» и северодонецкий «Азот», которые принадлежат компании, в настоящее время не работают. «Сегодня существует очень большое напряжение. Если проанализировать котировки украинских еврооблигаций, то сейчас они на очень низком уровне», - отмечает Томаш Фиала, являющийся президентом Европейской бизнес ассоциации.
Заниматься экономической деятельностью в условиях военных действий просто невыносимо. К примеру, Мариупольскому металлургическому комбинату имени Ильича просто перекрыли дыхание: катастрофически не хватает коксующего угля, который доставляли из Авдеевки, а сейчас его сюда не дают доставить боевики самопровозглашенной ДНР. «На сегодняшний день от поставок сырья зависит вся работа предприятий. Все мысли о том, лишь бы не было еще хуже», - говорит Александр Науменко, замначальника доменного цеха Мариупольского металкомбината.
Ничего нет хуже войны. Особенно когда противник - одна из сильнейших армий мира. Чтобы предотвратить полную деградацию региона, украинские власти вынуждены были принять законопроект о наделении особым статусом контролируемых террористами регионов. Эта территория составляет около 13 тысяч квадратных метров.
Это почти четверть Луганской и Донецкой областей и примерно 2 процента территории Украинского государства, где население составляет около 1,5 миллиона человек.
Согласно оценкам Елены Белан, являющейся старшим аналитиком инвестиционной компании «Dragon Capital», на подконтрольных боевикам территориях находится около 60 процентов промышленности обеих областей. Не контролируемая украинскими властями территория дает около 15 процентов общего промышленного производства государства. «Предприятия на украинской территории очень зависят от заводов, расположенных на оккупированных землях»,— сказала Белан.
Алексей Андрейченко, являющийся старшим аналитиком инвестгруппы «АРТ-Капитал», на примере завода «Мотор Сич» объясняет всю сложность сегодняшней ситуации. «Комплектующие для данного предприятия выпускает машзавод в Снежном, который находится на оккупированной территории. Разрыв этой связи поставит под угрозу выпуск вертолетных двигателей, которых в год делают на сумму около 400 миллионов долларов. Кажется, маленькое предприятие (в Снежном), а может создать много проблем для всего государства»,— отметил аналитик.
На территориях, подконтрольных сепаратистам, также находятся горно-обогатительные и металлургические активы гиганта металлургии «Метинвест», акционерами которого являются Вадим Новинский и Ринат Ахметов. Это ядро украинской промышленности, который за 2013 год принес более одного миллиарда долларов экспортной выручки.
«Для международных инвесторов принятие законопроекта о специальном статусе — это шаг в сторону деэскалации, — говорит Фиала. — Договоренности о перемирии, специальный статус, к началу зимы, может, договоримся по вопросам газа. Ситуация продвигается в мирном направлении».