24 сентября в СМИ появилась информация, согласно которой, летчица Надежда Савченко была этапирована из Воронежа в российскую столицу якобы "для проведения стационарной психиатрической экспертизы". Марк Фейгин, защитник Савченко, проливает свет на происходящее, пытаясь дать исчерпывающий ответ на вопрос, с какой целью это было сделано. Об этом пишет деловой онлайн-журнал “Биржевой лидер” со ссылкой на “Новое время”. Он, в частности, заметил, что этапирование летчицы не противоречит закону с процессуальной точки зрения, добавив, что психолого-психиатрическая экспертиза сама по себе является необходимым условием при инкриминируемых преступлениях (речь идет о тяжких, особо тяжких преступлениях). По мнению адвоката, проблема заключается в статусе данной экспертизы.
В этой связи он поспешил пояснить разницу между стационарной и амбулаторной экспертизами, отдавая предпочтению второй, ведь в этом случае в СИЗО к подозреваемому в течение дня приходят психологи общей практики и психиатры (один или два), вызывают в следственный кабинет и беседуют с ним. "Напоследок специалисты пишут два разных заключения, которые соединены в одно, в то время как при стационарной экспертизе, - подчеркивает эксперт, - подозреваемый помещается в учреждение и находится там в течение месяца". Все это время с подозреваемым работают врачи. В этой связи с этим он задается риторическим вопросом, почему обследование не сделали амбулаторно. Ответ на этот вопрос, по мнению адвоката, лежит на поверхности: такое решение имеет политическую подоплеку – Савченко хотят на определенное время максимально изолировать.
На вопрос, связано ли это с тем, что Савченко была выдвинута в депутаты, Фейфгин заметил, что это является неоднозначным, так как постановление касательно проведения экспертизы было вынесено раньше. В этой связи он напомнил, что с указанным решением украинская сторона была ознакомлена месяц назад, тогда о выдвижении летчицы в депутаты и речи не было.
"Поэтому, - считает адвокат Савченко, - российская сторона, руководствуясь общеполитическими соображениями, решила надолго изолировать летчицу от всякого внимания, так как не секрет, что Кремль и следственные органы глубоко "раздражены" вниманием к ее делу". "Ко всему этому, - добавил адвокат, - ситуация для них меняется коренным образом". Как подчеркивает защитник, если бы они имели дело, к примеру, со старшим лейтенантом или же летчиком-штурманом - это одно, и совершенно другое – когда речь идет о депутате Верховной Рады, более того, лидере Блока. "Этот факт, - отмечает Фейфгин, - весьма ухудшает ситуацию, приобретая из общеуголовной политическую окраску". Именно этим вызваны попытки российских следственных органов выискивать разнообразные политические способы, как именно отыграть эту ситуацию.
Комментируя вопрос о том, не опасается ли адвокат, что Савченко признают невменяемой, адвокат заметил, что ожидает любых решений от российских следственных органов, поскольку принятие решений, "не опираясь ни на закон, ни на здравый смысл" – в их репертуаре. В этом контексте он также посоветовал не ждать от них действий, которые будут законными и процессуально обоснованными.
По мнению защитника, прикованное к делу Савченко внимание требует от них изворачиваться каким-то образом, так как не хватает обвинительных материалов по этому делу. Вместе с тем он заметил, что обвиняемая сторона стремится избежать подачи официальных запросов в украинские правоохранительные органы, которое обязывает следствие сделать соглашение касательно правового сотрудничества, если преступление было совершено вне национальной юрисдикции РФ. В данном случае "преступление" произошло в Луганской области. Это значит, что они должны обращаться к украинским правоохранительным органам, и с учетом того, что украинские власти предоставят им объективный материал касательно невиновности Савченко, российские власти всячески стараются избегать этой темы.
МИД Украины требует встречи консула с летчицей.
24 сентября украинское внешнеполитическое ведомство вызвало консула посольства РФ в Украине для вручения ему ноты протеста в связи с незаконными действиями российских правоохранителей в отношении Надежды Савченко.
Пресс-служба украинского МИД сообщает, в частности, что в Российской Федерации потребовали немедленной встречи консула Украины с летчицей.
В сообщении также отмечается, что представителю российского посольства в Украине было заявлено о требовании украинской стороны касательно немедлительного обеспечения этой встречи, предусмотренной статьей 13 Консульской Конвенции между двумя государствами.
Во внешнеполитическом ведомстве также проинформировали, что официальная информация касательно перевода украинской летчицы в российскую столицу и ее дальнейшего содержания под стражей вовсе не была предоставлена ни украинскому посольству в РФ, и ни защитниками Савченко.
Вместе с тем украинские дипломаты в очередной раз обратились с требованием к российской стороне освободить украинскую летчицу вместе с другими политическими заключенными - гражданами Украинского государства, удерживающимися в Российской Федерации на незаконных основаниях. Речь, в частности, идет об Олеге Сенцове.
Как известно, украинская летчица Надежда Савченко по безосновательным обвинениям удерживается под стражей в РФ.