С точки зрения логики минских соглашений, решение так называемого правительства ДНР и ЛНР о проведении 2 ноября «выборов местных парламентов» может выглядеть как покушение на срыв всех достигнутых договоренностей. Если отталкиваться от логики самих процессов, которые происходят в российско-украинском конфликте, то можно прийти к выводу, что абсолютно ничего не изменилось.
«Руководители так называемых народных республик фактически на следующий день после того, как был подписан еще первый Минский протокол, заявили, что больше никогда не вернутся в Украину, не признают никакие ее выборы и дальше собираются идти по пути уже собственной «государственности». Полагать, что на территориях, которые были оккупированы Москвой, на самом деле состоятся выборы в ВР или же в местные советы, над которыми потом взметнется украинский государственный флаг, мог только лишь совершенно наивный и не понимающий основной сути всего происходящего наблюдатель. При этом сам Порошенко не относится к таковым. Впрочем, к таковым не относится и Путин», – отмечает украинский публицист и журналист Виталий Портников.
«Что же тогда было подписано в Минске? Ведь в Минске было подписано соглашение об определении линии фронта и прекращении линии огня – не более, однако и не менее этого. Очевидно, что это соглашение выгодно обеим сторонам. Украине очень важно было остановить наступление российских войск в условиях, когда фактически были разгромлены боеспособные части добровольческих батальонов и армии.
Кроме того, количество жертв как среди мирного населения, так и среди украинских военных могло бы исчисляться десятками тысяч в том случае, если бы было продолжено наступление, что в свою очередь поставило бы под вопрос стабильность самого украинского правительства, а также государственности», – подчеркивает он.
Портников замечает, что для российской стороны необходимость остановить наступление была не настолько критична, как для украинской стороны. Однако сложно не заметить, что в Кремле с каждым разом все больше и больше начинают нервничать по поводу тех экономических последствий, которые были вызваны западными санкциями. В Москве прекрасно понимали, что продолжение наступления, которое нужно было бы осуществлять только при помощи регулярных частей армии РФ, а это скрыть было бы невозможно, в итоге привело бы к еще более острой реакции со стороны Запада и практически уничтожило бы не только пророссийские лобби в различных европейских структурах, но те малые остатки пацифистского мышления в Вашингтоне. Однако в данном случае важна не только реакция со стороны западных государств, но и то, что Москва не имеет ответа на вопрос: что же делать дальше с оккупированными территориями и как себя будет вести население тех районов, где совершенно не ждут российские полчища? «Причем все это касается не Мариуполя, так как в данном городе нашлись бы такие силы, которые поддержали бы оккупацию и обеспечили бы «порядок» в стиле ДНР. Само наступление подразумевало бы собой продвижение вперед для того, чтобы создать крымский коридор. Все это, в свою очередь, создало бы такие проблемы, которые в Москве решить никто не в состоянии», – утверждает Портников.
Кремль не признает «народные республики» и не присоединит к себе.
Тот факт, что в Минском протоколе появились пункты об особом порядке местного самоуправления в тех районах Донецкой и Луганской областей, которые оккупированы Россией, означает лишь одно – Кремль не желает такие районы признавать отдельными государствами или же присоединять к себе, вследствие чего он соглашается с украинским подходом к территориальной целостности. «Вот на этом и заканчивается все взаимопонимание, так как воплотить закон о местном самоуправлении в реальность означает, что необходимо хотя бы формально поставить местные вооруженные формирования под контроль силовых структур Украины, поднять флаги «бендеровцев» над горсоветами, а также разрешить трансляцию украинских телевизионных каналов. Так, одним словом все это можно назвать уничтожением собственными руками всей той мифологии, которую Москва при помощи ушлых политтехнологов и уголовного отребья создавала в данном регионе на протяжении последних месяцев», – отмечает журналист.
По его словам, в дальнейшем будет продолжен курс на суверенизацию тех районов Донбасса, которые были оккупированы. Но возникает еще один вопрос – на чьи деньги все это будет происходить?
«В ответе на данный вопрос и кроется возможный выход из такого тупика. В случае, если в Киеве сделают вид, будто на самом деле ничего особенного не происходит, будто между контролируемой Украиной территорией и зоной, которая оккупирована нет никакой границы, если же мы начнем слышать постоянные причитания о том, что за линией фронта есть наши граждане, которым необходимо помогать, то так мы в тупике и останемся. Получится так, что за деньги украинских налогоплательщиков мы будем финансировать сепаратизм. Именно за наши деньги нас вновь и вновь будут называть «бендеровцами», «карателями», агентами Запада, которые обязаны содержать тех, кто постоянно мечтает о присоединении к Российской Федерации. Кстати, это создаст иллюзию у жителей тех регионов, которые граничат с оккупированной зоной, что это совершенно нормальная жизнь. Однако необходимо, чтобы наш ответ был максимально простым – ни одной копейки без украинского контроля и украинского флага. Сотрудничество можно налаживать только лишь с легитимным правительством и государствами, которые признаны международной общественностью», – резюмировал Виталий Портников.