Информационная лента текущего времени переполнена сообщениями политиков, а особенно руководителей силовых ведомств о том, что люстрацию и формирование нового их состава следует проводить с использованием полиграфа, который в народе называется детектором лжи. Многие уверены в том, что подобный технический подход к вопросу поможет решить проблемы назначения коррумпированных чиновников и обновления системы правоохранительных органов и силовых ведомств. Аналитики раздела «Новости Украины» экономического журнала «Биржевой лидер», ссылаясь на публикацию информационного портала «Укринформ», раскрывают особенности кадровой политики, в которой мог бы использоваться полиграф.
В качестве эксперта журналисты воспользовались услугами доктора психологических наук, женщины, которая первой в Украине защитила научную диссертацию, посвященную полиграфическим исследованиям, которая более 10-ти лет проводит указанный вид исследований, помогая правоохранительным органам и частным структурам. Это Татьяна Морозова, чей опыт исследований содержит тестирование не менее полутора тысяч человек.
Эксперт заявляет, что современные методики исследований, когда выдерживаются все требования, позволяют определить все интересующие параметры психического состояния человека. В частности, квалифицированный специалист может понять, находится ли исследуемый в адекватном состоянии или оно изменено каким-либо фактором. При этом существуют специальные приемы, позволяющие определить тот факт, что человек противодействует полиграфу и пытается ввести исследователя в заблуждение.
Касаясь сегодняшней ситуации в Украине, Морозова заявляет, что в штабе АТО должна быть штатная должность специалиста по работе с полиграфом. Для большей эффективности они должны работать в группе. Самым важным результатом их работы должно стать препятствование утечке информации.
Эксперт заявляет, что не стоит думать о быстрой проверке всех чиновников в Украине на детекторе лжи. Дело в том, что в стране даже нет соответствующей школы полиграфологов, соответственно физической возможности провести все исследования оперативно нет. Кстати, сам факт отсутствия такой школы Морозова связывает с возможным влиянием иностранных спецслужб.
Для достижения высокого качества результатов исследований необходимо начинать со специалистов. Во-первых, они сами должны проходить соответствующую подготовку и проверку. Во-вторых, такие люди должны иметь определенный уровень интеллекта и адекватную самооценку. Кроме того, специалист по работе с полиграфом должен знать несколько языков, не иметь дефектов речи и четко понимать свое положение в команде сотрудников, отвечающих за внутреннюю безопасность.
В государственных органах необходимо ввести культуру проверок на полиграфе, как считает Морозова. Это даст важный психологический эффект. Когда чиновник будет знать, что его могут проверить, он будет вести себя скромнее.
Проверка на полиграфе – требование закона
Согласно утверждению Татьяны Морозовой, обязанность чиновника пройти проверку на детекторе лжи по первому же требованию соответствующего органа должна быть закреплена на законодательном уровне. Даже с учетом того, что представители власти, занимающие высокие должности, редко получают прямые незаконные доходы (чаще всего они это делают через полулегальные схемы), эксперт уверена, что можно разработать перечень вопросов, позволяющих установить причастность того или иного лица к коррупционным схемам или другой противоправной деятельности. Устройство со 100-проценной вероятностью покажет, что реакция человека при ответе на интересующий специалиста вопрос была измененной.
Несмотря на то что порядка использования полиграфа на фоне всеобщей полемики по этому поводу в Украине нет, Морозова надеется, что в ближайшем времени его утвердят каким-либо подзаконным актом в соответствии с законом о люстрации. При этом она утверждает, что вместе с обязанностью всех чиновников проходить такие исследования должен быть прописан механизм увольнения с государственной службы в случае отказа от проверки. Использование детектора лжи в подобных ситуациях однозначно приведет к очищению власти. Если человек не хочет раскрывать свою персональную информацию, то он не должен занимать такие должности. Вместо него их займут честные и патриотично настроенные люди.
Одной из возможностей для использования полиграфа уже сейчас Морозова называет расследование трагедии под Иловайском, ведь бойцы так и не получили никаких объяснений, виновные в смерти сотен людей не установлены. Выслушав доводы разных сторон, полиграфолог мог бы разработать перечень вопросов, способных пролить свет на ситуацию.
Как не странно, но со стороны высшего руководства ведомств и страны никогда не было препятствий для внедрения полиграфов в деятельность правоохранительных и других структур. Мало того, во время президентства Виктора Януковича программа развивалась. МВД, Министерство доходов и сборов закупили достаточное количество техники, подготовленной при содействии американских специалистов, а сами ведомства начали готовить свои кадры. Морозова считает, что Украина имеет достаточно потенциала для того, чтобы создать мощную школу полиграфологов, способных выполнять функции по обеспечению безопасности государства от внутренних угроз.