На территории Крымского полуострова с каждым днем все больше обостряется татарский вопрос. Со стороны правоохранительных структур начались еще более жесткие действия в отношении национальной организации крымских татар – меджлиса.
Рефату Чубарову, крымскотатарскому политику и Мустафе Джемилеву, являющемуся главой меджлиса крымскотатарского народа, запрещен въезд в Российскую Федерацию. Ранее Чубарову было вынесено прокурорское предупреждение. На минувшей неделе в офисе меджлиса в Симферополе был проведен обыск. Как сообщала интернет-газета РБК daily, в ходе обыска было найдено запрещенную в Российской Федерации литературу. В результате этого меджлис могут лишить здания, а также могут запретить существование такой организации.
Согласно мнению представителей крымской власти у татарского народа непростые отношения с большинством населения Крымского полуострова. Крымскотатарский народ, депортированный в 1944 году, фактически не был реабилитирован в Советском Союзе. Татары интенсивно начали возвращаться на территорию Крыма уже в период перестройки. Власти Украинского государства, с одной стороны, не готовы были к удовлетворению требований татарского народа о реституции собственности. Но с другой стороны, украинская власть не могла препятствовать их заселению. Существует и третья сторона – Украина использовала татар как противовес русскоязычному населению на полуострове. Поэтому, как утверждают крымские власти, такая политика привела к напряжению в отношениях между этническими общинами и остальным населением полуострова.
В ходе последних событий, когда произошли резкие политические изменения и когда поддержка татарского народа украинскими властями потеряла значение, новая власть Крымского полуострова стоит перед искушением «поставить татарский народ на место». Аналогичное к меджлису (Сергей Аксенов, временно исполняющий обязанности главы Крыма, заявил, что для него меджлис «не существует»), скорее всего, связано и с эмоциями накопившимися за последние двадцать лет.
Может ли такая ситуация прийти к всплескам насилия?
Полностью исключить такой сценарий невозможно, хотя существуют факторы, которые свидетельствуют все-таки в пользу этнического мира. Для политических действий нужно не одно желание, а и возможности. Поле возможных действий крымскотатарского народа значительно уменьшилось, и не только из-за того, что в РФ, по сравнению с Украинским государством, более жесткие институты правоохранительной системы. Важным является факт, что сама РФ на фоне украинской ситуации выглядит для многих более выигрышно.
Рэндалл Коллинз, один из наиболее проницательных американских социологов, в свое время выдвинул так называемую геополитическую теорию этнических изменений. Исходя из этой теории, государствам, которые находятся в состоянии подъема, удается консолидировать разные этнические группы в одну нацию, а государства, которые клонятся к упадку, переживают некий этнический взрыв: большинство людей, желая отказаться от страны-неудачницы, начинают вспоминать о своих древних этнических корнях. Исходя именно из этой теории, в 1983 году Коллинз выдвинул свое предположение о будущем параде суверенитетов у стран входящих в состав СССР.
Если смотреть с другой стороны, то Мэттью Евангелиста, профессор Корнелльского университета, еще 15 лет тому назад, опираясь на ту же теорию, решил отметить некое улучшение геополитической ситуации в самой России в сравнении с Советским союзом: по сравнению со слабыми соседями, такими как Украина и Грузия, она выглядела более привлекательной. В момент, когда большинство уважаемых аналитиков предполагали дальнейший распад РФ, Евангелиста предположил о ее дальнейшей консолидации и оказался прав.
В таком смысле, сложившееся положение крымских татар мы можем сравнить только с положением мексиканцев в Соединенных Штатах Америки в 50-е годы минувшего века. Мексиканцы отличались от большинства американцев по религии (они были не протестантами, а католиками, что в то время было существенной проблемой), по цвету кожи и по языку, из-за чего испытывали множество самых разных неприятностей и острую дискриминацию. Но они не собирались бунтовать, а старались копировать американцев потому, что другого пути у них не было. США была супердержавой, находящейся в состоянии подъема.
Может ли это означать, что российские правоохранители могут расслабиться и продолжать дальше прессовать татарский народ? Во-первых, всем понятно, что РФ пока очень далеко до того положения, которое США занимали в 50-х годах прошлого века, а для крымскотатарского народа, помимо Украины, существуют и другие внешнеполитические альтернативы. Таким примером может послужить братская татарскому народу Турция, в настоящее время тоже находящаяся в состоянии подъема, как в экономическом аспекте, так и в геополитическом.
Во-вторых, необходимо помнить тот факт, что ряд меньшинств, которых США не захотели, или не смогли интегрировать, в настоящее время представляют для них постоянную проблему именно теперь, когда США ослабевает в геополитическом смысле. Исходя из этого, если санкции в отношении крымских татар будут слишком жесткими и неаккуратными, то они могут значительно навредить миру на всем Крымском полуострове, в любых перспективах и в краткосрочной, и в долгосрочной.