Роль Российской Федерации в кровопролитных конфликтах на территориях Украины и Молдовы влияет на вероятный формат сотрудничества нашей страны с оккупированными районами Донбасса. Об этом информирует 26 сентября «Главком» в интервью с Ионом Стэвилэ – Чрезвычайным и Полномочным Послом Молдовы в Украине.
Военные конфликты на Донбассе и Приднестровье сравнивают между собой все чаще.
Ситуация в данных регионах развивалась по весьма схожим сценариям при финансовой и силовой поддержке России. Разнятся лишь масштабы этих трагедий. Посол Ион Стэвиле все-таки считает провалившимся вероятный план президента Российской Федерации Владимира Путина по созданию сухопутного коридора из его страны до Приднестровья.
Тем не менее к действиям Москвы по-прежнему необходимо относиться с крайней настороженностью, ведь она держит на земле Приднестровья военные склады с боеприпасами в паре километров от границы с нашей страной. Эксперты редакции «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что для двух украинских областей – Донецкой и Луганской – существует серьезная угроза повторить историческую судьбу Приднестровья и на долгие годы стать серыми буферными зонами и своеобразными балластами на пути Киева в Европу.
Противостояния на Донбассе и в Приднестровье свидетельствуют об их ярко выраженном геополитическом характере.
Несмотря на Минские договоренности и принятые Украиной законы по амнистии для участников событий на ее юго-востоке и «особому статусу» оккупированных там районов, мир не достигнут. И стрелять не перестали. В этой связи посол Ион Стэвилэ сразу же оговаривается, что ему нелегко как-то комментировать ситуацию в нашей стране, поведение Кремля, реакцию Запада и тем более высказывать какие-то оценки происходящему. Он же хочет быть в максимальной степени положительным и политкорректным, как и подобает дипломатическому работнику.
Господин Стэвилэ заметил, что в Молдове эксперты и политики постоянно сравнивают ситуацию в юго-восточных украинских областях с Приднестровьем. Ясно, что проведение подобных параллелей имеет серьезные принципиальные основания. Проблемные регионы двух стран имеют ряд характерных общих черт. Конфликты здесь имеют геополитический характер и общие идеологические и исторические корни, что не может не влиять на вероятный формат сотрудничества нашей страны с оккупированными районами Донбасса. Развиваются данные конфликтные ситуации в соответствии с одним и тем же хорошо знакомым сценарием, ведь некоторыми лидерами сепаратистских сил на Украине принималось участие в приднестровских событиях.
Есть необходимость указать и на немаловажное положительное сходство в этих конфликтных ситуациях : в Приднестровье и на Донбассе нет межрелигиозных и межэтнических антагонизмов, способных углублять и обострять политические конфликты и, следовательно, вносить осложнения в перспективы их будущего разрешения. На обеих сторонах баррикад стоят молдаване, украинцы и русские, многие из которых есть православные.
Сегодня хорошо видно, как драматично и динамично развивается ситуация в Украине. Ион Стэвилэ лично приветствует достигнутые в Минске соглашения о прекращении огня и затем принятые шаги для деэскалации кровопролитного противостояния, надеясь на преодоление конфликта и установление прочного и бескровного мира. При этом молдавский посол указывает на важность правильного понимания того обстоятельства, что острое противостояние в наших страны вызвано общим цивилизационным и стратегическим выбором. Он выражается в твердом стремление Молдовы и Украины вместе с Грузией осуществить интеграцию в геополитическое европейское пространство. Яркое тому подтверждение продемонстрировано в подписании и ратификации этими тремя государствами Соглашений по ассоциации с Евросоюзом.
К сожалению, евроинтеграционные устремления Кишинева, Киева и Тбилиси никак не хочет признать Москва, что показывают события последнего времени. Дипломату из Кишинева понятно, почему это происходит.
Идет обрушение определенных стереотипов в политическом мышлении имперского типа, складывавшегося столетиями. Особенно чувствительно, что под вопросом оказываются перспективы воплощения в жизнь некоторых масштабных проектов геополитического размаха на постсоветском пространстве. Главный их автор всем нам известен. Это амбициозный кремлевский политик. Остается лишь сожалеть, что Кремль не может или не хочет воспринимать новейшие политические реалии, объективно складывающиеся на наших глазах за последние двадцать лет. Впрочем, не последнюю роль в европейских интеграционных устремлениях трех постсоветских столиц сыграла и узкокорыстная, недальновидная политика, проводимая в это время Москвой к странам ее «ближнего зарубежья».
Одна из причин сравнения ситуации в Донбассе и Приднестровье есть история возникновения этих конфликтов, формирования отрядов ополченцев, их поддержки и подпитки. К счастью, в Молдове вооруженное противостояние продолжалось лишь месяц или полтора, и здесь погибло сравнительно не много человек – около восьмисот с двух сторон. Отсутствовали и большие материальные разрушения промышленной инфраструктуры и социальной сферы.