На примере Приднестровья можно спрогнозировать, что именно ожидает экономику самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, после придания из особого статуса. Дело в том, что соглашение о перемирии, которое было подписано в Минске, фактически превращает территорию Донбасса в украинское Приднестровье.
Основная проблема заключается в том, что на территориях, которые в настоящее время находятся под контролем боевиков, работает множество довольно крупных промышленных предприятий, принадлежащим олигархам из Украины. Это и метзаводы, и шахты и коксохимы Рината Ахметова, Сергея Таруты и Виктора Нусенкиса, и ферросплавный завод Игоря Коломойского, и вагоностроительный – Константина Жеваго, и энергокомпании Ахметова, Константина Григоришина и Игоря Гуменюка. Как смогут существовать данные предприятия, если фактически они теперь расположены на территории Украины, обладающей особым статусом? Смогут ли они и дальше выполнять все свои обязательства перед международными партнерами? Ответы на эти вопросы поможет дать Приднестровье, не смотря на то, что его территория в несколько раз меньше Донбасса, на которой проживает всего 500 тысяч человек. Тем не менее издание Hubs провело параллель, согласно которой можно представить, чего следует ожидать оккупированным территориям.
Следует напомнить, что до развала Советского Союза данные регион был в состоянии обеспечивать около 40% ВВП Молдавской республики. Зато цифры, которые статисты приводят сегодня, показывают совсем неутешительные прогнозы. В прошлом году объем ВВП Молдовы составил 7,4 миллиарда долларов США, а ПМР – всего 1,05 миллиарда. Вот и получается что такая независимость Приднестровья, вылилась ему в копеечку. Владимир Артеменко, министр экономического развития ПМР считает, что дальше будет только хуже, поскольку экономическое состояние Приднестровья может существенно ухудшить подписание соглашение о зоне свободной торговли Молдовы с Европейским Союзом. Он предполагает, что в таком случае выпуск отечественной продукции сократиться более чем на треть (39%), а экспорт на 65%. Тогда же и внешнеторговый оборот упадет на 57 процентных пункта, а налоговые поступления в бюджет – на 36%, ВВП – на 23%.
Елена Гиржул, министр финансов ПМР, в одном из своих интервью призналась, что бюджет Приднестровья является дефицитным, поскольку лишь в 2013 году смог покрыть 80% всех необходимых расходов. Интересно, что в Молдове звучат иные цифры, исходя из которых становится понятно, что из финансовой поддержки, оказываемой Российской Федерацией, формируется 70% от общего бюджета Приднестровья, и только около 30% регион получает от местных сборов. Такие цифры приводит Ион Стевиле, посол Молдовы в Украине, добавив, что по его данным, один лишь долг за газ перед российским «Газпромом» составляет 4-4,5 миллиардов долларов США. В то же время Михаил Бурла, спикер ПМР признается, что каждый год Российская Федерация оказывает Приднестровью материальную помощь в размере, близком к 1 миллиарду долларов США.
А что с бизнесом?
Сегодня самые крупные предприятия Приднестровья полностью подконтрольны российским бизнесменам. «Интер РАО ЕЭС» владеет Молдавской ГЭС, а Владелец Молдавского металлургического и Рыбницкого цементного заводов – Алишер Усманов, самый богатый бизнесмен России по версии журнала Forbes, состояние которого оценивается в 18,6 миллиарда долларов США. Кстати, получается, что Молдавская ГЭС является собственностью Российской Федерации. Существует и множество других предприятий, доход от которых уходит в Россию. Декоративная зависимость Приднестровья также очевидна, и наиболее видна при поставке за рубеж товаров, как от предприятий Молдовы. Интересно, что заработать в Приднестровье хотят и известные украинцы. Поэтому нередко среди акционеров крупных предприятий Приднестровья, часто фигурируют украинские имена, среди которых и новоиспеченный президент Петр Порошенко.
Вся перспектива Донбасса отчетливо видна на примере завода ММЗ, который еще несколько лет назад называли «заводом пяти олигархов». Такое интересное название получилось за счет того, что акционерами предприятия являлись Алишер Усманов, а также Игорь Коломойский, Григорий Суркис, Вадим Новинский и Харес Юссеф. Однако не долго все пятеро получали прибыль с завода, поскольку его между собой поделили Усманов (60% акций), и Новинский (оставшиеся 40%). В результате этого предприятие обрело новое название - «Метинвест». Вопрос обеспечения завода ломом и сбыт металлопродукции еще в 2011 году взяла на себя украинская сторона. В то время даже ходили слухи о возможном выкупе Новинским оставшейся части комбината у Усманова, однако что-то пошло не так, и сделка не состоялась.
Теперь же завод, производственная мощность которого составляет 1 миллион тонн стали, работает лишь на треть. Только в прошлом году завод «простоял» более шести месяцев подряд, в результате чего на нем было произведено всего 190 тысяч тонн продукции.
Аналогичные действия ждут и все крупные предприятия Донбасса, но следует учитывать, что в этом регионе и куда большее количество населения (порядка 4 миллионов человек, оставшихся там, после начала военных действий), да и заводы намного мощней и крупней, а значит, требуют к себе большего внимания.