В ходе заседания следственной временной комиссии Верховной Рады по трагедии у Иловайска от руководителей Министерства обороны и Генерального штаба последовали отказы отвечать в открытом режиме на вопросы в отношении иловайской воинской катастрофы, о чем сообщает 1 октября «Биржевой лидер» со ссылкой на источники в ВР.
Министр Валерий Гелетей объяснил отказ тем, что информация на ответ имеет гриф «секретно».
Этот гриф заставляет попридержать язык. Все происходящее, по мнению Гелетея, есть политическим шоу.
Все вещи, находящиеся в папках у Гелетея и Муженко, должны, по убеждению министра обороны, обсуждать в узком кругу, иначе Путин лишь порадуется публичному оглашению причин остановки его войск под Иловайском. Эксперты редакции «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что глава Минобороны готов дать народным избранникам всю требуемую информацию об иловайских событиях на закрытом парламентском заседании без представителей средств массовой информации.
Скандал военных в Раде.
Скандал разразился, когда был задан вопрос по Иловайску председателем упомянутой комиссии, народным депутатом Андреем Сенченко. Вызванный свидетелем руководитель оборонного ведомства отказался на него отвечать. Военный призвал не делать из заседания политическое шоу, поскольку существуют секретные и разведывательные данные конфиденциального характера.
Адрей Сенченко, в свою очередь, заметил, что членами комиссии еще не поставлен ни один вопрос министру обороны, хотя общественность жаждет ответов на большое число вопросов.
Народный депутат озвучил информацию, что при изучении материалов на многих из них был штамп «секретно», при этом на списках награжденных и погибших в Иловайске имеется пометка «для служебного пользования». Поэтому днем ранее Сенченко вынужден был обратиться к Службе безопасности Украины на предмет проверки, законно ли Минобороны и Генштаб засекретили те или иные документы.
Гелетей на вопрос, в чем причина засекреченности списков погибших и исчезнувших безвести, сообщил, что «много людей ищут таких бойцов, в частности с помощью матерей». Он поведал, что некоторые из них разыскиваются разведкой противника.
Тем временем нардеп Яворивский, входящий в состав комиссии, обратился с информацией к Сенченко, что в помещении находятся сотрудники СМИ из России. В силу этого Яворивский попросил проголосовать за исключение работников средств массовой информации из зала и продолжение работы уже в закрытом заседании.
Большинство в комиссии отклонило подобное предложение о голосовании, после чего допрос Гелетея был продолжен. Однако тот заявил, что не озвучит каких-либо ответов в присутствии СМИ и «желает предметного разговора». После этого генерал-полковник покинул мероприятие, хлопнув дверью.
Политики не могут давать оценку действиям военных – министр обороны.
Он убежден, что оценка военным действиям в Донецкой области у Иловайска не может даваться политиками. Об этом глава Минобороны заявил корреспондентам после ухода с заседания следственной временной комиссии Верховной Рады.
Гелетей указал, что события в Иловайске расследует в настоящий момент Генеральная прокуратура, и он именно туда предоставляет необходимые объяснения. Каждого ответственного руководителя и ответственного за сектор при расследовании проверяют военные прокуроры, задавая вопросы касательно конкретных боевых эпизодов, в том числе и у Иловайска.
Министр озвучил собственные ожидания о заседаниях СВК, в частности намерение обсудить иловайские обстоятельства с соответствующими экспертами, имеющими допуск к государственной тайне. Ведь за каждым предложением и абзацем стоят жизни людей, которым в будущем грозят возможные опасности.
Комбаты рассказали о трагедии.
Юрий Береза, являющийся командиром батальона под названием «Днепр», заявил, что иловайская трагедия произошла из-за вторжения российских войск. Он поведал это в ходе заседания СВК ВР по Иловайску.
Береза заметил, что силенок было маловато и что бойцы смогли уничтожить основную военную группировку, находившуюся на территории города Иловайска. Подвоз воинских подразделений происходил вагонами железнодорожного транспорта. Когда украинцы подорвали отдельные железнодорожные пути, то добились ослабления артиллерийских ударов противника.
Под Иловайском погибло до тысячи ураинских военнослужащих — Маломуж.
Бывшим главой Службы внешней разведки Николаем Маломужем в эфире телевизионного канала «Еспресо.TV» заявлено, что у Иловайска погибли от восьмисот до тысячи украинских военнослужащих. До полутора тысяч получили ранения. Подобный вывод делается главным образом на основе информации, даваемой представителями батальонов с места событий непосредственно. Они были с внешней стороны иловайского котла или же в окружении.
При этом Маломуж подчеркнул, что информация очень различна из разных источников – волонтеров, представителей украинских следственных комиссий, а также от самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Сейчас коллеги экс-главы внешней разведки исходят из озвученных выше цифр.