Военные действия разрушительно сказались не только на государственном бюджете Украины, но и на угольной промышленности, которая и без того переживала критические времена. Об этом сообщают в издании «Deutsche Welle».
Таким образом, из 90 государственных шахт, которые подчиняются Министерству энергетики и угольной промышленности Украины, пятьдесят три находятся на территории, которая в настоящий момент контролируется террористами. За время проведения боевых действий на них сократилась добыча практически в четыре раза. Как отметил Юрий Зюков, заместитель министра угольной промышленности, если до этого государственные шахты добывали за сутки порядка семидесяти тысяч тонн угля, то в настоящий момент данный показатель составляет лишь двадцать тысяч.
Однако даже при подобной выработке возможности для отгрузки всего угля в настоящий момент, как вы понимаете, нет. Все дело в том, что инфраструктура железнодорожного транспорта либо контролируется так называемыми «народными республиками», либо разрушена. Сами же террористы, как отметил Зюков, вывозят весь уголь в Российскую Федерацию.
Что будет дальше?
Украинское правительство прекратило выплачивать государственные дотации для шахт на территориях, которые все еще находятся под контролем террористов. Сумма данных дотаций составляет более двенадцати миллиардов гривен. Именно во столько, согласно плану государственного бюджета, Украине должно было обойтись в текущем году содержание угольного сегмента на территории Донбасса (Луганская и Донецкая области). Данные средства смогли бы позволить поддерживать почти сто тысяч человек, которые ведут работу на государственных шахтах. Об этом сообщают журналисты издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Помимо этого, значительная часть рабочих не получают в настоящий момент заработную плату: кто-то с июля, кто-то с июня. Именно с таким заявлением выступил Анатолий Акимочкин, заместитель главы Независимого профсоюза горняков Украины. Большая часть из шахт, которые были убыточными, разрушены полностью. Заниматься их восстановлением, как отметил Акимочкин, просто нет смысла. Также он добавил, что в настоящий момент в государстве нет понимания того, как правительство будет действовать дальше – решат ли освобождать те территории, которые сейчас захвачены террористами, или же бросят все это на произвол судьбы. От этого напрямую будет зависеть их дальнейшее бюджетное финансирование. Таким образом, Акимочкин добавил следующее: «Украина в настоящий момент не отказывается от этих территорий. Ни один депутат не заявил о том, что это больше не украинская территория».
Законопроект Украины «Об особом порядке местного самоуправления в некоторых районах Луганской и Донецкой областей» все еще не подписан. Однако, так или иначе, он «никак не регулирует вопрос по государственной поддержки шахт, которые расположены в зоне проведения антитеррористической операции (АТО)». Об этом рассказали представители министерства энергетики и угольной промышленности Украины. Именно по этой причине дотации тех или иных территорий и предприятий осуществляются, как и раньше, но лишь в соответствии с законом про государственный бюджет.
Дмитрий Снегирев, глава неправительственной общественной организации «Права справа», считает следующее: «Впрочем, следует признать тот факт, что все в настоящий момент идет к тому, что так называемые «Донецкая народная республика» (ДНР) и «Луганская народная республика» (ЛНР) не останутся в рамках украинского государства. Однако паники по этому поводу быть не должно. Украина, как вы понимаете, абсолютно ничего не потеряет, кроме предприятий, которые и так до этого тянули государственную экономику в пропасть. Лично я уверен в том, что какие-либо перспективы данного региона являются весьма удручающими. Российской Федерации убыточная отрасль, как вы понимаете, тоже не нужна, так как она закрыла до этого все свои шахты, которые не приносили прибыль. Помимо этого, российский уголь гораздо дешевле украинского».
Также необходимо учесть и тот момент, что ни один инвестор не захочет работать с зоной нестабильности. Таким образом, Снегирев добавил следующее: «Единственное, что там может и дальше развиваться, так это нелегальные разрабатываемые шахты. Но тогда сама Российская Федерация окажется перед вопросом перекрытия подобных нелегальных каналов снабжения. Ведь россияне являются прагматиками. Им дешевый контрабандный уголь вовсе не нужен. Я уверен, что приостановка дотаций из бюджета Украины повлечет за собой достаточно отрицательные последствия для самих рабочих. Мы получим в итоге социальный взрыв. В шахтерских городах уже наблюдаются голодные бунты. Люди требуют выплат пенсий и зарплат. Однако ответственность за это должны нести террористы, из-за которых и прекратилось все производство».
Напомним, что на территории Донбасса все еще орудуют боевики из Российской Федерации и «ополчение». Незаконные вооруженные формирования все еще требуют независимости от Украины, так как их не устраивает политика Киева. Прийти к какому-либо урегулированию ситуации, невзирая на переговоры, сторонам все еще не удалось.