Как уже сообщал ранее «Биржевой лидер», в начале сентября текущего года Кабинет министров Украины утвердило предложенный Государственной пограничной службой проект «Стена», реализация которого призвана повысить безопасность восточных рубежей страны, на границе с Российской Федерацией. По предварительным оценкам ведомства, для возведения «Стены» потребуется пять-семь месяцев, вместе с тем, не все представители украинского политикума разделяют мнение о целесообразности указанного проекта.
«Стена» - предвыборный проект.
По мнению бывшего украинского премьера и лидера партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко, одобренный правительством проект инженерного обустройства государственной границы Украины с Россией «Стена» не способен выполнить функции защиты страны от российской агрессии. Об этом, как сообщает украинская служба Радио Свобода, она заявила в воскресенье в эфире телевизионного канала «Интер». «Когда нет возможности четко, решительно и эффективно действовать, придумываются такие проекты, которые в истории мира не дали никакого положительного результата. Есть опыт существования Китайской стены, линии Мажино, линии Маннергейма, и ни одна из них не сработала против военной агрессии, они были или разрушены, либо их обошли», - заявила Тимошенко, которая считает этот правительственный проект «предвыборным». «Я очень надеюсь, что хотя бы после выборов такие громкие проекты завершатся. И боюсь того, что после выборов «Стена» может выполнять не пиар-функцию, а функцию списания бюджетных ресурсов», - заявляет Тимошенко.
Вместе с тем она заявила, что ее политическая сила в парламенте будет поддерживать все правительственные и президентские инициативы, которые смогут обеспечить настоящую защиту Украины. «Все, что нужно для защиты Украины, настоящей защиты, будет нами поддержано, но то, что касается «Стены», я не хотела бы, чтобы сегодня использовали такой жестокий пиар на крови, на потерях, на войне», - добавила лидер «Батькивщины». По ее словам, «все военные специалисты и эксперты считают строительство «Стены» абсурдом».
«Стране нужна настоящая защита, а это означает, что нам надо правильно вести дипломатические переговоры с Россией с позиции силы, нам надо многократно усиливать нашу оборону. Для этого нужно решительно, сильно и четко действовать, и, безусловно, нам нужно начать интегрироваться в коллективную систему безопасности и обороны, потому что это настоящий, стратегический и долгосрочный путь к защите Украины от российской агрессии», - констатирует Юлия Тимошенко.
В то же время другой украинский политик, ведущий на предстоящие досрочные парламентские выборы, бывший глава Министерства обороны Украины, а ныне - лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко, в воскресенье заявил, что одобренный правительством проект инженерного обустройства государственной границы Украины с Россией «Стена» должен стать линией контроля, а в случае опасности - линией защиты. «Мы поддерживаем усилия правительства и президента по укреплению нашей границы. Проект «Стена» - это образно. Это не будет какая-то бетонная стена», - приводит слова Гриценко пресс-служба политика. Гриценко отметил, что государственная граница Украины должна быть укреплена и защищена, и в нынешних условиях такие меры необходимы не только для Украины, но и для сдерживания опасности для всей Европы. «Профессионалы знают, как это сделать», - резюмировал Гриценко.
Ранее построить стену предлагал Коломойский.
Аналитики раздела «Новости Украины» журнала «Биржевой лидер» напоминают, что в разгар конфликта на востоке страны построить укрепленную стену вдоль границы с Российской Федерацией предлагал руководитель Днепропетровской областной государственной администрации Игорь Коломойский. В июне украинские СМИ со ссылкой на пресс-службу Днепропетровской облгосадминистрации сообщили о том, что Коломойский предложил Верховному Главнокомандующему Украины Порошенко немедленно приступить к строительству укрепленной стены вдоль границы с Россией на территории Донецкой, Луганской и Харьковской областей. Как отметил сам Коломойский, проводя исторические параллели, «мирную Финляндию от Сталина спасла «линия Маннергейма». «Такую линию должна построить и Украина, чтобы защитить себя от Путина», отметил Коломойский, по словам которого «стена на границе Израиля позволяет эффективно отражать атаки террористов».
Что же представляет собой стена на границе по проекту Коломойского? Подходы к заграждениям должны быть защищены рвами и колючей проволокой как с российской, так и с украинской стороны с той целью, чтобы исключить доступ к заграждениям мирных жителей и животных. Ширина и глубина рвов должны обеспечить их недоступность для автотранспорта и бронетехники, кроме того, необходимо защитить от проникновения посторонних людей пространство между рвами и частоколом, которое предполагается оснастить средствами сигнальной подсветки и противопехотными минами. В качестве дополнительной меры защиты предполагается, что через металлический забор может быть пропущен электрический ток.
По задумке инициаторов и исходя из имеющейся спецификации, заграждение должно прикрываться мотоманевренными группами украинских войск, пограничниками и Национальной гвардией. При наличии таких капитальных сооружений, Вооруженные силы Украины смогут эффективно отрезать террористов от их российских баз, и остановить приток наемников, оружия и боеприпасов через границу.
Предварительная стоимость установки 1920-километровой металлической ограды вдоль государственной границы с Россией составит около 50 миллионов евро, а общая стоимость инженерных работ по созданию такого заграждения составит не более 100 миллионов евро. Предполагалось, что все работы будут осуществлены силами украинских предприятий, при этом, значительную часть инженерных работ по созданию такого заграждения готов профинансировать благотворительный фонд «Днепр-1», который связан с Игорем Коломойским. При наличии государственной поддержки и принятии решения Президентом Украины Петром Порошенко, фонд «Днепр-1» готов выполнить весь объем указанных и построить укрепленную линию государственной границы на территории трех областей в течение 5-6 месяцев, однако, для реализации проекта необходимо было его утверждение Верховным Главнокомандующим, которого так до сих пор и не получено.