Павел Жовниренко, будучи главой правления Центра стратегических исследований, рассказал о существующих проблемах национальной безопасности, а также о том, какими путями их можно решить.
«Основная проблема заключается в том, что системы безопасности фактически не существовало. То есть такие составляющие национальной безопасности, как политическая, военная, экономическая, информационная и ряд других – попросту отсутствовали, не было их. Или же им не уделялось необходимое количество внимания, или же они были разрушены. Причем разрушали их все, в особенности, президенты, председатели СБУ, министры обороны», – подчеркнул Жовниренко.
С его слов, Украина была абсолютно беззащитной перед любым врагом, в особенности, перед военными, экономическими и остальными угрозами, а в первую очередь – перед информационными. Следует начать с того, говорит эксперт, что не был определен даже такой термин, как «потенциальный враг». Любое государство имеет концепцию национальной безопасности, при этом она может по-разному называться, но там всегда будут определены явные и потенциальные угрозы, из чего и выстраивается система защиты, отмечает издание «Диалог».
«В это же время у нас ни потенциальные, ни явные агрессоры названы попросту не были. Помню, когда в начале 90-х годов разрабатывалась первая концепция национальной безопасности, то не было принято такого определения, в котором бы не называлась страна, но говорилось бы об условиях, при которых она могла бы называться агрессором. По этой причине и стала возможной война, в начале которой армия попросту отсутствовала, кроме того, продолжают отсутствовать и органы безопасности, так как наши силовые структуры были «заточены» в защиту политического режима. Таким образом, совет министром АР Крым смогли захватить 120 боевиков или российских военнослужащих, на сегодняшний день уже трудно сказать. Это 120 человек на два админздания, а ведь рядом, около Симферополя, была расположена часть спецназначения, в которой было около 1400 военных, которые обучены для проведения спецопераций. Однако они совершенно ничего не сделали, так как тренировались на противодействие крымским татарам на тот случай, если бы они взбунтовались. А так как это были совершенно не они, то и имеющиеся возможности не были использованы, равно как и возможности остальных наших структур. Следует вспомнить Майдан, и тогда становится понятно, против кого действительно учили силовиков», – рассказывает Жовниренко.
Какие же существуют пути восстановления украинской армии и системы национальной безопасности?
Эксперт утверждает, что информационная политика является очень важной составляющей, поэтому государству необходимо ею заниматься. «На самом деле мы не проиграли России информационную войну, так как проиграть можно лишь то, что ты ведешь, а украинская сторона в этом не принимала участия до последнего времени», – подчеркивает он.
Жовниренко утверждает, что СНБО еще в феврале обещал, что в скором времени будет создана концепция информационной безопасности, однако до сих пор она так и не была создана. Можно сказать, что война формально ведется волонтерами. «Так, существуют «отряды информационной обороны» в сети Интернет, в соцсетях, которые организованы волонтерами. Все это положительно способствует победе над тем монстром, которым является кремлевская пропаганда. Почему я назвал российскую пропаганду монстром? Потому что еще в 2011 году в бюджет РФ на информацию заложили в три раза больше средств, чем на образование, науку и культуру вместе взятые. На сегодняшний день происходит именно то, о чем говорили Гитлер и Геббельс: сначала идет информационная война, а после в бой вступает и артиллерия. Вот с 2011 года и повысилась возможность распространения различной информации, по этой же причине спецслужбы называют собственные службы «Отдел информации», «Службы информации». На сегодняшнйи день мы можем видеть, как именно на востоке и юге Украины подействовала информация, а точнее сказать – дезинформация в сочетании с манипуляцией сознанием, насколько сильно удалось зомбировать людей. Ведь еще с советских времен люди привыкли верить тому, что пишут в газетах, и теперь люди верят, что в самолетах летают трупы, совершенно не обращают внимания на разрывы в прямой речи людей и так далее», – отмечает эксперт.
«Что же в этой ситуации еще делать? Необходимо работать во всех направлениях, а именно: создать заново армию, тем более на сегодняшний день она как раз начала восстанавливаться. Тут же возникает вопрос о руководстве, ведь у общества огромное количество претензий к Генштабу. Кроме того, наша военно-промышленная база по вооружению более-менее нормальная. Правда раньше она простаивала или вовсе работала на экспорт, а сегодня появилась возможность быть задействованной именно для наших военных. Кроме того, Украине необходимо подать ряд исков в международные суды по компенсации вреда от агрессии РФ на Востоке и в Крыму. Нужно добиваться этого, а не просто говорить. Кроме того, можно получить деньги с тех, кто активно поддерживает сепаратизм, и начать следует с олигархов и местных чиновников, а закончить теми бабушками, которые блокировали украинские танки. Естественно, что у последних денег не много, однако они должны понимать, что если ты выступил против Украины – ты должен понести наказание. Сажать никого не будут, а вот финансово наказать можно. Снимут одну пенсию, а в следующий раз они уже подумают перед тем, как блокировать своих», – заключил Жовниренко.