С началом войны в украинском Минобороны в четвертый раз назначают на должность министра обороны нового человека предположительно в виде предложенного президентом Украины командующего Национальной гвардией Степана Полторака. Об этом сообщает 14 октября «Укринформ» и приводит мнения военных экспертов о требованиях к новому министру.
Что ожидают от руководителя Министерства обороны?
К моменту написания данного материала Петром Порошенко подана в Верховную Раду на эту должность кандидатура Степана Поторака, поэтому самое время сформулировать с помощью экспертного сообщества вопросы к властям по поводу армейского строительства. Какими качествами военный министр должен обладать?
Редакция «Укринформа» хотела бы, чтобы ее экспертные опросы сформировали представление о военном строительстве для общества и власти. Эксперты редакции «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что «Укринформ» хочет оказать своеобразную помощь киевской власти и новому будущему министру в виде подсказки, что от них ожидают.
Прежде всего какова ситуация с Валерием Гелетеем?
Отправить его в отставку намеревались еще три недели тому назад. Гелетей сам к этому готовился и обсуждал неоднократно данную тему с людьми из своего окружения. На последней пресс-конференции в «Укринформе» уже бывший министр обороны был весьма искренним, хотя и не во всем убедительным в своих попытках защититься от нахлынувшей на него критики. Тем не менее Валерия Викторовича не сделали объектом крайне жестких обвинений и выпадов.
Всеми может быть подвергнута сомнению профессиональная компетентность уже теперь экс-министра, однако никто из журналистской братии не подвергает какому-либо сомнению патриотизм Валерия. В ходе последней встречи с ней он был довольно эмоционален и отвечал на любые вопросы, демонстрируя целые папки журналистских статей и материалов со словами «Играете вы на руку Кремлю». Гелетей говорил о намерении подать в суд на госпожу Тимошенко, которая обвинила его в продажах оружия боевикам. Этот военный показывал итоги проверки его деятельности Генеральной прокуратурой и неустанно предупреждал средства массовой информации о том, что ими деморализуется армия. Дескать, СМИ пренебрежительны к генералам и слишком критикуют военные операции. На последней пресс-конференции и выглядело так, что Валерий Гелетей еще рассчитывает немножко повоевать. Но президент в воскресенье подписал рапорт главы оборонного ведомства об отставке.
Дмитрий Тымчук видит в поражении под Иловайском комплексную вину.
Он является руководителем группы «Информационное сопротивление» и считает, что в мирное время военный министр есть администратором, главными задачами которого являются ресурсное наполнение армии и подбор кадров для руководства армией. Де-факто же Украина живет в условиях военных действий, хотя военное положение и не объявлено.
Какие здесь функции у министра? Не видится проблемы, чтобы министр был гражданским человеком. Ведь когда он начинает руководить армией, происходит пагубная и разрушительная конкуренция его с начальником Генерального штаба. Армия ведь построена на единоличном руководстве во всем. Кто во главе ее, к тому и любые претензии. Главным стратегом должен быть начальник Генерального штаба.
Прокуратура утверждает, что вина за трагедию под Иловайском ложится на пятый территорильной батальон. По крайней мере, его командир виноват. Однако данный факт не означает, что нет вины начальника Генштаба. Здесь проявление комплексной вины.
Руководители Министерства обороны все лучше и лучше?
Григорием Перепелицей со званием капитана первого ранга в отставке, директорствующим в Институте внешней политики при Дипломатической академии Министерства иностранных дел, высказано мнение, что каждое последующее министерское назначение в МО лучше предшествующего. Первым министром просто сдана России огромная группировка войск численностью свыше десяти тысяч человек, как и сданы ресурсы Военно-морских сил. Он способствовал фактически проявлению массового дезертирства украинских военнослужащих в Вооруженные силы Российской Федерации.
Ковалю, бывшему вторым министром, не хватило времени сдать ту или иную территорию, зато им саботировано действие украинской Конституции и ее положений по организации оборонительных мер по защите государственных границ. Вместо привлечения его к ответственности ему дали должность первого заместителя руководителя Совета национальной безопасности и обороны и первого советника в военных вопросах.
Третий был несколько неадекватным в министерском ранге, поскольку плохо сознавал функциональные свои обязанности, не понимая военного живого организма и не будучи компетентным в военной тактике и стратегии.
За новым четвертым министром обороны будут административные и политические функции с компетенцией проведения военной и кадровой политики и обеспечения армии вооружением и материально-технической частью, а также социальным обеспечением военных. Одна из главных причин, почему государства НАТО не поставляют нам военную высокотехнологическую технику, есть их опасения в наших генералах. Мол, они все могут сдать России. Новому министру придется преодолевать отсутствие достаточного доверия стратегических наших партнеров, наблюдающих коррумпированность украинской армии.
Что касается Юрия Сиротюка, народного депутата Украины, члена Комитета Верховной Рады по безопасности, то этот эксперт опасается, чтобы последующее назначение нового руководителя Министерства обороны не явилось бы некой пиар-акцией. Его он предлагает поискать среди повоевавших комбригов, которые понюхали пороха на войне и знают, почем фунт лиха.
Наконец, Владимиром Бескоровайным, вице-адмиралом и бывшим командующим Военно-морскими силами Украины, в своих оценках озвучено сходство оценочных выводов с таковыми у Дмитрия Тымчука. Министр может быть гражданским, а не военным. Он не должен руководить военными операциями, а заниматься экономическими и политическими вопросами по обеспечению и формированию армии. Президент же Украины и начальник Генштаба призваны руководить армией в боевых условиях. Последний должен, вплоть до уголовной, нести ответственность за происходящее на полях сражений.