Военные действия на Донбассе парализовали его промышленность. Заводы не работают, шахты затапливаются, уголь, в большинстве случаев, воруется в крупнейших объемах и перевозится в Россию. Но, несмотря ни на что, боевики назначают руководителями «своих» людей и дерибанят имущество предприятий.
Все это привело к тому, что и Донбасс, и всю Украину ожидает тяжелая зима, потому что некоторые теплоэлектростанции используют остатки угля, которого хватит максимум на неделю. Будут мерзнуть целые города. Такую пессимистическую картину нарисовал Михаил Волынец, являющийся председателем Независимого профсоюза горняков, в прошлом народный депутат в ходе интервью журналистам издания «Главком».
Согласно его мнению, захваченному террористами региону, грозит экологическая катастрофа, потому что брошенные шахты, а также опасные производства сегодня не обслуживаются надлежащим образом. Также он уверен в том, что все это является частью плана Российской Федерации, направленной на уничтожение угольной промышленности Украинского государства. Однако профсоюзный лидер уверенно заявляет о том, что правительство Украины тоже имеет отношение к тому, что шахтеры начали массово переходить на сторону боевиков.
Зима будет трудной.
«В 90-тые годы, когда власть была разбалансирована, а в стране бардак, как, собственно, и в настоящее время, в большинстве угольных регионов работники шахт отапливали свои квартиры буржуйками. К примеру, как в Грузии. И так было на протяжении нескольких лет. А что имеем сейчас. Даже на тех территориях, где есть уголь – большие разрушения, и никто не знает когда будет конец боевым действиям. А впереди зима, которая для Донбасса будет просто катастрофой, хотя и не только для Донбасса.
Тепловые электростанции не имеют необходимого количества угля. На некоторых из них запасов угля хватит максимум на дней десять. В настоящее время уже существует довольно большая проблема относительно обеспечения электроэнергией всех населенных пунктов Украинского государства. В некоторых областях пробуют экономить за счет отключения электроэнергии на какое-то время. А если будут отключать зимой, то будет замерзать тепловая система отопления, а из-за этого будет нарастать социальное напряжение.
Проблемы довольно большие. А уголь, который идет из Южно-Африканской Республики, по некоторым данным, является некачественным. Чтобы получать хорошую теплотворность в топках электростанций, нужно использовать дорогой импортный газ или мазут. Или же надо покупать уголь в РФ. А возможность иметь намного лучшую ситуацию была. Вы спросите каким образом? Нужно было еще летом вывезти уголь с оккупированных боевиками территорий. Но никто никуда не торопился. Не хотели класть этот уголь на склады, поэтому и имеем не только проблему нехватки угля, а еще и невозможность сформировать баланс углей. Все ТЭЦ и большинство теплоэлектростанций работают на тощих углях и антрацитах. А все шахты, добывающие эти марки угля, в настоящее время находятся на территориях, которые контролируются террористическими группами. На основной территории Украины находятся шахты, добывающие газовый уголь. Это «Доброполье», «Селидовуголь», «Красноармейскуголь», десять шахт Львовско-Волынского бассейна и десять шахт Павлограда. Газовый уголь на складах долго находиться не может, поскольку он окисляется», - отметил Волынец.
«Недавно Кабмин озвучил данные, что на складах ТЭС есть почти три миллиона тонн угля. Согласно планам на сегодня только на складах тепловых электростанций должно быть более 5 миллионов тонн угля, а в реальности находится чуть больше полутора миллиона тонн. Плюс, на теплоцентралях есть еще около двухсот тысяч тонн угля. Но кроме этого у нас еще есть бытовое отопление, отопление детских садов, школ, админзданий и так далее», - заявил эксперт.
Ситуация на шахтах не контролируемая.
«Ходят слухи, что на оккупированной территории есть 4,5 миллиона тонн угля. Лично я в это не верю. Мне кажется, там были приписки, чтобы получать поддержку, деньги, выплачивать зарплату людям и тому подобное. Проконтролировать это невозможно. Помимо этого, боевики ведут себя все наглее и наглее. Их лидеры заявляют, что шахты они берут под свой контроль. Также есть сведения, что на угледобывающие предприятия приезжают менеджеры из Российской Федерации. Они изучают ситуацию, что-то советуют. Боевики назначают генеральными директорами «своих» людей. Например, своего человека назначили в «Луганскуголь». Но когда возникает вопрос о добычи угля, профсоюзы спрашивают: а зарплата будет выплачиваться? Ответа нет. Мне кажется, они приведут шахты в непригодность. Москва не будет финансировать украинскую угольную промышленность. На протяжении последних двадцати лет Россия закрыла более сотни шахт в Ростовской области. Ни одна из шахт в Российской Федерации не имеет господдержки.
На Донбассе со складов часть угля незаконно вывозится в Россию, другая часть идет на собственные нужды. Украина имеет 136 шахт. Сегодня около 80 простаивает. Часть из них находится на оккупированных территориях, а другая часть – это шахты, которым запретили добывать уголь из-за убыточности. По моему мнению, это очень крупная ошибка нашего министерства энергетики и угольной промышленности.