Большую роль в развитии «странной», или же, как ее еще часто называют, «гибридной» войны на Донбассе играет именно религиозная риторика. Боевики Донбасса, а также приезжающие к ним на помощь российские «романтики-реконструкторы», прилагают большое количество усилий для того, чтобы придать данной войне некий сакральный смысл.
На их интернет-сайтах, словно мантра, звучит такой рефрен: «Новороссия – это последние оплот Русского мира, Святой Руси, отсюда начнутся или возрождение Русского Православного Царства, или же ужасы Апокалипсиса». Такого рода «геополитическое богословие» отражается и в официальных документах так называемых ЛНР и ДНР.
При этом в наиболее пикантном положении оказалась как раз Церковь Московского патриархата в Украине, равно как и весь патриархат. Несмотря на то, что он лояльный к Москве, выступить в поддержку Донбасса он не может, так как могут быть потеряны приходы в остальной Украине. Однако настолько «отстраненная» позиция самой крупной церкви и Украины, и России сторонников ей не прибавляет. Российское руководство в таком случае начинает обижаться, а украинские приходы попросту уходят в Киевский патриархат, при этом главари террористов Донбасса начинают подозревать епископат и патриархат в тайной унии с католиками и «предательстве».
«Первенствующая и господствующая вера» самопровозглашенных республик.
В «конституциях» так называемых ЛНР/ДНР указывается, что православная вера является «первенствующей и господствующей». Также отмечается, что роль и исторический опыт РПЦ МП и православия уважаются и признаются, в частности, «как системообразующие столпы Русского мира». При этом выражение «первенствующая и господствующая вера» было взято из свода законов Российской империи, а вот конституционный «Русский мир» является фирменным выражением непосредственно патриарха Кирилла. Стоит сказать, что правообладатель утратил контроль над этим «Русским миром».
Возможно, у кого-то вызывают улыбку конституции ЛНР и ДНР, однако при первом взгляде на «правоприменительную практику» она попросту исчезает. «В условиях военных действий столь прекраснодушные декларации являются оправданием насилия как против неправославных, так и против православных в том случае, если они не принадлежат к Московскому патриархату. На территории, которая подконтрольна донбасским террористам, исчезают и похищаются пасторы, закрываются «еретические» храмы, разгоняются молитвенные собрания.
К примеру, Сергей Литовченко, будучи пастором адвентистской церкви в Горловке, провел около двух недель под «арестом». В начале октября его похитили вооруженные люди прямо в собственной церкви во время молитвенного собрания. Во время задержания пастора представители «ДНР» сказали верующим, что «на православной земле различным сектам нет места». В дальнейшем пастора освободили, после чего он попросту покинул Донбасс.
Помимо этого, на территории, находящейся под контролем ЛНР, а именно в Краснодоне, во второй половине октября был похищен Сергей Сайков, помощник пастора церкви «Благая весть», с несовершеннолетним сыном Даниилом. Влад Кусакин, будучи руководителем отдела по вопросам религиозной свободы «Russian Ministries», рассказывает, что «Сергей и Даниил были обвинены в шпионаже для Нацгвардии, вследствие чего их пытают с особой жестокостью».
«Пока что так называемым народным республикам не удалось обрести своего духовника, чей образ стал бы олицетворением сакрального характера войны. На передовой и на концертах, который проходят в Донецке, под гитару часто выступает некий схимник. Он жутким голосом обличает Владимира Путина, чем, возможно, и производит впечатление умалишенного. В этих условиях Игорь Друзь, будучи ранее советником Игоря Гиркина, стал неким олицетворением «православной составляющей» войны», – пишет российское издание «Новая газета».
УПЦ МП отмежевывается от «сепаратистской паствы».
Хоть вооруженные силы так называемых ЛНР и ДНР и являются ярыми приверженцами Московского патриархата, их родная церковь – УПЦ МП – начала отмежевываться в последнее время от собственной «сепаратистской паствы» и даже принялись осуждать определенные ее действия, направленные на защиту «Святой Руси», а также восстановление «Русского мира». «Естественно, это серьезно подрывает моральный дух боевиков, идущих под красным знаменем со Спасителем», – пишет «Новая газета».
Важно отметить, что 7 октября в Киеве митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами УПЦ МП, в ходе встречи с Эндрю Беннетом, канадским послом, всячески открещивался от террористов. С его слов, «церковный амвон не должен становиться политической трибуной». Также он отметил, что УПЦ МП отказалась от молитвенного дома, который был отобран у баптистов в Антраците, так как церковь «не одобряет и не принимает подобного рода «подарки».
В ходе религиоведческих дискуссий, которые велись в последние года, было признано, что в России начал формироваться совершенно новый образ официального православия – нетерпимый и агрессивный. Проявил он себя в деятельности акциониста Дмитрия Энтео, в различных навязчивых программах строительства церквей, в кампании за «максимальное наказание» Pussy Riot, в «Русских маршах», а также призывах депутата Госдумы Милонова. Апофеозом такого образа стала окрашенная кровью, которая была пролита на поле брани, идеология «Святой Руси – Новороссии». Поэтому можно понять, по какой причине патриарх Кирилл не желает признавать в донецких террористах собственных идейных последователей.