Запад имеет выбор: потратить уйму денег на локальную войну в Украине, развивая при этом так называемый сирийский сценарий, или же превратить государство в настоящего восточноевропейского экономического тигра, о чем утверждает Валерий Пекар, глава компании Евроиндекс.
«Я предлагаю решить простую задачку по геостратегии. Есть государство, численность населения которого равна 40-50 миллионам человек. Оно богатое всевозможными ресурсами, однако, мягко выражаясь, отсталое, не модернизированное, не производящее почти ничего, что было бы действительно конкурентоспособно на мировых рынках. В ХХ веке это государство прошло через войны и страдания, след которых ощутим до сих пор. Кроме того, такая страна целыми столетиями находится под влиянием своего большого соседа, имеющего имперские амбиции, причем такое влияние в значительной степени усиливает близость культур.
Несмотря на то что традиционная религия очень распространена, около половины населения считает себя атеистами. Сильны как семейные ценности, так и традиция хорошо поесть. Еще одной важной особенностью менталитета является тоска по сильной руке, способной навести порядок. По сути, настоящей демократии в этом государстве никогда и не было», – рассказывает эксперт. «Главный вопрос в том, сможет ли такое государство на протяжении жизни всего одного поколения совершить социальный, экономический и культурный рывок в общество наиболее развитых наций мира, став при этом чистым экспортером культуры и технологий, а также примером для остальных?», – продолжает Пекар.
С его слов, для того, чтобы дать ответ на данный вопрос, сначала необходимо понять, что это за государство. «Я знаю, о чем мог подумать каждый из вас. Однако в данном случае речь шла именно о Южной Корее до проведения реформ (примерно 1960 год). Но уже в 1985-м эта страна стала крупнейшим в регионе экспортером культуры, имеющим серьезное влияние на Китай через собственных протестантских миссионеров, одним из лидеров хайтека, а также одним из мировых экономических тигров», – подчеркнул эксперт.
Историю нельзя предопределить.
Российская Федерация стремится создать на территории Украины управляемый и долгосрочный хаос, отмечает издание «Новое время». «Это очень сильно напоминает теперешнюю Сирию: гражданская война всех против всех, которая продолжается длительное время. В костер этой войны внешние игроки периодически подливают бензин, при этом достаточно непросто разобраться, кто с кем и за что ведет войну. Нужно сказать, что она имеет собственные черные законы: к примеру, закон мести. Когда убивают твоих, сразу перестаешь задаваться вопросом, кто в этом случае прав, а кто виноват, и точно знаешь, кого именно должен убить ты», – отмечает общественный деятель.
Мировая экономика в плана локальных, но длительных и острых военных действиях, заинтересована, так как они необходимы как инструмент пожирания лишних денег. «Очевидным является тот факт, что на практике спецслужбам РФ не удастся скакать на драконе войны, которые был выращен ими же, так как хаос не ограничится только лишь территорией Украины. Избежать разрастания зоны конфликта попросту не удастся, и все государства, в частности, и Российская Федерация, будут втянуты в длительный конфликт. Пример Леванта и Исламского государства Ирака показывает, что спецслужбы, которые инициируют такого плана хаотические войны, всегда слишком преувеличивают собственную способность управлять ими», – подчеркивает Валерий Пекар.
Существует и другой сценарий.
«Но следует учесть, что может быть возможен и совершенно другой сценарий. Так, представим, что Украина получает План Маршалла, после чего выходит из зоны нестабильности, совершая при этом экономический рывок, идентичный южнокорейскому. Такой позитивный пример или же ускорит трансформацию Российской Федерации, или деградацию. Все будет зависеть от выбора российских элит. Этот путь развития украинского государства можно назвать южнокорейским сценарием», – подчеркивает эксперт.
«Для мировой экономики стоимость этих двух сценариев примерно одинакова, и, насколько ужасно это ни звучало бы, они оба являются одинаково приемлемы для сообщества ведущих мировых держав. Что может повлиять на выбор сценария? Первым ключевым фактором является то, что издержки разных сценариев в итоге накладываются на совершенно разные группы государств. Так, Сирийский сценарий Новой Европе невыгоден, так как страны от Балтийского до Черного моря и дальше аж до Каспийского, могут стать «прифронтовыми». В это же время Старой Европе во главе с Францией и Германией не выгоден южнокорейский сценарий, так как им необходимо будет поступиться интересами», – рассказывает Пекар.
С его слов, вторым ключевым фактором является субъектная позиция Украины, которая должна максимально четко заявить о том, чего же она хочет: победы геоэкономической, геополитической и геокультурной, а не только лишь военной. «Очень жаль, но такого плана заявления украинских политиков запутавшейся публикой воспринимаются как пораженческие. В свою очередь, консолидация общества вокруг видения будущего Украины – это сильный аргумент в пользу именно южнокорейского сценария. В таком случае, мы можем выйти из нынешней схватки долгосрочным победителем, выиграв при этом не какой-то отдельный бой, а войну в целом», – заключил эксперт.