После объявления результатов выборов в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках, которые намечены уже на 2 ноября, может серьезно обостриться ситуация на Донбассе. И Киев, и власти западных стран единогласно считают выборы в этот день прямым нарушением договоренностей, которые были подписаны в Минске. Тем не менее глава Министерства иностранный дел Российской Федерации продолжает придерживаться мнения, что данные выборы пройдут именно в соответствии с минскими договоренностями.
Но если рассматривать вопрос глобально, получается, что весь спор состоит в том, является ли Донбасс частью Украины, или все-таки имеет право претендовать на наличие у него особого статуса. Существует и другой вопрос: какая именно территория негласно считается ДНР И ЛНР: лишь те участки земли, которые в настоящее время находятся под контролем пророссийских террористов, либо все-таки вся территория Донецкой и Луганской областей, включая ту, которую сегодня охраняют и удерживают Вооруженные силы Украины.
Аналитики раздела «Новости мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер» считают нужным отметить, что, согласно Минскому протоколу, статус ДНР и ЛНР не предполагает их независимости. Дело в том, что в третьем пункте данного протокола идет речь о том, что следует «осуществить децентрализацию власти, в том числе путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». «В 9-м пункте говорится, что власти Украины должен провести досрочные выборы в местные органы власти Донецкой и Луганской областей в соответствии с законом об особом статусе», - пишет «Независимая газета».
Еще в середине сентября Верховной Радой Украины был принял закон о придании особого статуса территориям Донбасса, где на то время были провозглашены ДНР и ЛНР. Этот же закон был подписан Порошенко в середине октября. Теперь, согласно данному закону, выборы в ДНР и ЛНР должны пройти 7 декабря, после которых новая региональная власть должна была получить широкие полномочия, однако оставаться в подчинении центральной украинской власти. При этом Верховная Рада предоставила региону особый статус не более чем на три года.
Игорь Плотницкий и Александр Захарченко, представители ЛНР и ДНР, оставили свои автографы под Минским протоколом, но практически моментально выразили свое несогласие с тем, что самопровозглашенные республики должны оставаться подконтрольными Украине, и назначили собственную дату выборов – 2 ноября.
Теперь же на должность главы Донецкой народной республики претендуют несколько человек, если верить данным местных средств массовой информации. Среди них: действующий премьер-министр Александр Захарченко, которого многие уже воспринимают как лидера республики, ветеран «Беркута» Юрий Сивоконенко, депутат парламента Новороссии Александр Кофман. В ЛНР зарегистрированы четыре кандидата, претендующие на место главы республики: Игорь Плотницкий, нынешний лидер, Олег Акимов, руководитель Федерации профсоюзов, Лариса Айрапетян, министр здравоохранения ЛНР, и Виктор Пеннер, предприниматель.
В то же время власти Украины еще на прошлой неделе продолжали настаивать на том, что ни одна страна в мире не признает эти выборы легитимными. Некоторые из них уже в голос заявляли об этом, приводя в доказательство тот факт, что отделение Донбасса от состава Украины противоречит минским договоренностям.
Тем не менее глава российского МИД и дальше продолжает настаивать на том, что выборы на Донбассе 2 ноября, идут в соответствии со всеми минскими договоренностями и наконец-то поставят точку в вопросе раздела вышеуказанных республик и Украины. «Ожидаем, что выборы состоятся, как договаривались. И мы, конечно, признаем их результаты. Рассчитываем, что волеизъявление будет свободным, и никто извне не попытается его сорвать», - заявил он, добавив, что «еще до дня голосования может быть окончательно согласована линия раздела между территорией республик и Украиной». Следует отметить, что в минских договоренностях существует пункт о данной линии, однако он предусматривает не границу как таковую, а простое размежевание вооруженных сил в рамках прекращения огня.
Несмотря на это, в ходе своей предвыборной агитации лидеры ЛНР и ДНР заявляли о том, что данная линия им не подходит. Захарченко однажды заявил: «Нет никаких «отдельных районов Донбасса». Есть ДНР, которая намерена вернуть себе всю оккупированную территорию в границах бывшей Донецкой области Украины». В ЛНР с этим мнением солидарны, однако тут существует еще одна проблема – постоянно возникающие конфликты между отдельными группами влияния.
Интересно, что между ДНР и ЛНР уже существуют некоторые внутренние противоречия, которые попросту не позволяют их лидерам сейчас обсуждать объединение в рамках проекта «Новороссия». Об этом своим избирателям говорил Александр Захарченко: «Развитие республик разное, картина в республиках разная. Совмещать в данный момент две республики нецелесообразно. С одной нормальной и одной, которая к этому идет, сделать одну ненормальную – нецелесообразно». По всей видимости, первая республика, по словам Захарченко, это ДНР, а вторая, соответственно, ЛНР.