«Если кто-то из местных жителей все еще верил в перемирие, в особенности в Минский протокол, то в последнее время с такими иллюзиями им пришлось расстаться. Как украинские войска, так и пророссийские террористы на данный момент мобилизуют личный состав и оружие для очередного раунда боевых действий», – пишет Саймон Шустер, корреспондент журнала Time.
Василий Арбузов, будучи советником мариупольской горадминистрации, рассказал корреспонденту зарубежного журнала о террористах: «Они бомбят нас днем и ночью с двух направлений. Большая часть людей готовится к тому, что буквально в любой момент, с минуты на минуту может быть начато вторжение». В понедельник украинским президентом П. Порошенко было подчеркнуто, что Мариуполь полностью готов к обороне, в особенности город обеспечен современным оружием, а также оборудованы три линии фортификации. Тем не менее Саймон Шустер сомневается, что данные меры будут достаточными.
«Нам было очень сложно, но мы продержались», – сказал Сергей Тарута, который в то время был губернатором Донецкой области, о предыдущей атаке, совершенной в августе. Шустер пишет, что в сентябре Тарута поведал ему о том, как он смог достать в местных кузнечных цехах огромные стальные листы, из которых в дальнейшем на окраинах города была сооружена «система бункеров, защищенных от бомбежек». При этом российские войска делали попытку «расчистить себе путь при помощи интенсивных артиллерийских обстрелов, однако бункеры смогли устоять». Украинские военные «попросту выпрыгивали из таких стальных ящиков и обстреливали из гранатометов подходящие колонны русских». Все это продолжалось на протяжении нескольких дней, после чего атака была прекращена.
По словам Шустера, к срыву перемирия привело «решение боевиков провести выборы на оккупированных территориях». В ответ на данные «выборы» президент Украины решил отозвать закон об особом статусе Донбасса, «являющийся ключевой уступкой, на которую ранее он пошел ради подписания соглашения о прекращении огня». «Стоит сказать, что вместо этого закона должен быть принят новый, который четко отграничит оккупированные террористами территории и отрежет их от любых видов снабжения со стороны украинского правительства», – пишет журналист.
«Если такие шаги являются попыткой измором вынудить лидеров террористов к подчинению, они вряд ли сработают. Российская сторона дала понять, что до тех пор, пока боевики противостоят украинскому правительству, она будет поддерживать их как дешевым топливом, так и другими поставками. Как только договор о мирном урегулировании ситуации будет разорван, у них сразу же возникнет соблазн расширить подконтрольные территории. Впоследствии на новых переговорах, когда бы они не были начаты, Порошенко вынужден будет уступать им все больше и больше территорий», – утверждает Саймон Шустер.
В заключение журналист привел высказывание Олега Царева, который, согласно результатам «выборов», стал «спикером» парламента террористов. Так, он заявил: «Я убежден в том, что нам необходимо замкнуть круг. В Одессе гражданская война началась, в Одессе она должна и закончиться». Корреспондент Time утверждает, что это может означать, что террористы намерены захватить «фактически весь Юг Украинского государства», в результате чего Российская Федерация получит сухопутный коридор в Крым. Затем Царев в телефонном разговоре сделал попытку смягчить собственное первое заявление, отметив, что в ближайшее время они не планируют идти на Одессу. «Однако если на нас нападут украинцы, то мы не только будем защищаться, мы еще и пойдем в контратаку», – сказал Царев.
Соглашение о прекращении огня превратилось в живого мертвеца.
Стефан Сиоан в издании Le Temps пишет, что после проведения «выборов» на Востоке Украинского государства в стране серьезно опасаются возобновления масштабных военных действий.
«Со времени подписания соглашения о прекращении огня, которое состоялось 5 сентября, война не прекращалась ни на миг. В ближайшее время она может разгореться с еще большей силой. При этом избрание «главой» так называемой ДНР Александра Захарченко является символом клинической смерти Минских соглашений», – утверждает Сиоан.
В ходе чрезвычайного заседания Национального совета безопасности соглашение о прекращении огня Петр Порошенко назвал «живым мертвецом». Как только заседание подошло к концу, украинский президент заявил, что «украинская армия полностью готова к ответным действиям». С его слов, для того чтобы противостоять наступлению на Харьков, Мариуполь, Днепропетровск и Бердянск, были сформированы новые части.
«На данный момент Киев намерен отменить особый статус отдельных территорий восточных областей Украины. В ответ на это террористы с особым цинизмом объявили прекращение огня не состоявшимся и ничтожным», – отмечает Стефан Сиоан.
Ранее ситуация не была настолько взрывоопасной в военном плане. При этом в СНБО подчеркивают, что российская армия продолжает концентрировать силы как внутри территорий «ЛНР» и «ДНР», так и у государственной границы. «Угроза вторжения на данный момент усиливается, в частности в районе Мариуполя. В оккупированные районы российской стороной были направлены агенты и инструктора», – подчеркнул Маркиян Лубкивский, советник главы СБУ.