По мнению Тараса Жовтенко, эксперта по проблемам нацбезопасности, в своем стремлении возродить двухполюсный мир Российская Федерация жаждет реванша. Более детально мнение Жовтенко относительно стремления России к реваншу путем возрождения двухполюсного мира узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Издание "Новое время" приводит размышления Тараса Жовтенко относительно того, зачем Российской Федерации нужна новая мировая война. Эксперт напомнил, что в этом году в Германии отмечают 25-ю годовщину падения Берлинской стены, которая за все время своего существования стала символом разделения не только одного народа, города и страны, но и символом разделения целого мира. Этот раздел мира получил название "холодная война", и он оказал настолько серьезное влияние на мировоззрение политических элит по обе стороны Атлантического океана, что последствия этого влияния ощущаются даже сейчас, когда "холодная война" давно закончилось.
Европа снова оказалась в ловушке, угодив меж двух полюсов – с одной стороны находятся победившие в "холодной войне" Соединенные Штаты, а с другой стороны расположилась путинская Россия, которая стремиться к реваншу от имени распавшегося Советского Союза. Многие в конце 90-х годов прошлого столетия думали, что ситуация, которая сложилась сейчас, не может возникнуть никогда. Ведь все указывало на то, что противостояние закончилось – "холодная войн" так и не переросла в "горячую", а бывшие противники сумели примириться. Однако они заблуждались – это было не концом истории, а только ее началом.
Логика двухполюсного мира осталась в мышлении как победителей "холодной войны", так и проигравшей стороны.
Логика, согласно которой на протяжении десятилетий мир был разделен на два полюса, никуда не пропала – она была в мышлении военно-политического руководства как победителей в "холодной войне", так и проигравших, однако проявлялась эта логика по-разному. В Соединенных Штатах на присутствие подобной логики указывали так называемые "старые-новые" схемы реализации Вашингтоном международной политики. Одним из таких примеров является создание коалиции в противостоянии с "Аль-Каидой" – противником, который по скрытности своего потенциала и мобильности превосходит любую из стран, поэтому противодействие ему требовалось "здесь и сейчас", тогда как процесс по созданию некоего антитеррористического союза дважды предоставлял фору по времени и планированию своих действий лидеру организации бен Ладену.
Впрочем, по мнению Жовтенко, все это можно назвать пустяками по сравнению с теми мыслями, которые роились в воображении руководства России – страны-преемника бездарно проигравшего "холодную войну" Советского Союза. Эти мыслительные процессы, в результате которых и появилась сегодняшняя политика России, которую оправдывает пропаганда заявлениями о "карателях", "рабах", "наколотых и распятых мальчиках", были запущены уже давно – не сегодня и даже не вчера.
Идеям реванша еще со второй половины 2000-х годов начали оказывать "экспертную" поддержку столь видные апологеты "самой великой геополитической трагедии – распада Советского Союза", как философ и писатель Переслегин, доктор военных наук Сивков и вице-президент Российской военной коллегии экспертов Владимиров. Все они, обвиняя Соединенные Штаты в том, что это единственная страна, которая развязывает войны, приходят к единому мнению – новая мировая война должна стать реальным инструментом для выхода из сложившегося глобального кризиса.
По мнению Сивкова, новая мировая война является единственно возможным путем в будущее. Более того, он даже сделал все необходимые расчеты, согласно которым новая война может продлиться от 6-7 до 25-30 лет, а суммарные демографические потери населения всех стран мира составят несколько сотен миллионов человек. Все эти жертвы должны быть принесены ради становления новых духовных основ мирового правопорядка, которые будут предложены Российской Федерацией.
При этом новый мировой конфликт будет существенно отличаться от фантазий закончившейся "холодной войны" – характерной чертой этой войны станет отсутствие любых сдерживающих факторов: баланс сил, который после завершения Второй мировой войны был сформирован сравнительно мирным путем, был нарушен, а установление нового баланса при помощи военных действий может обернуться слишком дорогой заплаченной за это ценой.
Основной проблемой западных стран в возможном противостоянии с Российской Федерацией, которая даже перевешивает их военное превосходство над Россией, является неготовность населения этих стран к военным действиям наряду с отсутствием военной идеологии, тогда как Москва уже весьма активно работает над решением данной проблемы. Яркий пример тому – комментарий Владимира Путина относительно пакта Молотова-Риббентропа. По мнению российского лидера, в этом договоре не было ничего плохого, поскольку Советский Союз просто не хотел воевать. При этом Путин, по словам Жовтенко, скромно умалчивает, что наряду с нежеланием воевать, СССР также стремился и к разделу Европы, поделив ряд стран между Москвой и Берлином. Эксперт подчеркнул, что призраки минувших войн нам пока не позволяет забыть прообраз новых военных конфликтов.